Позади очередной сезон «Рика и Морти». Здесь нет залпа гениальных эпизодов, но и откровенно худшим его тоже не назовешь. Он прыгает из крайности в крайность: за блеклой серией выдает настоящий эмоциональный аттракцион, после чего вновь заставляет высиживать 22 минуты сплошных филлеров. И все же у сезона есть одна особенность: мы получили драму с Риком. Впервые.

«Рик и Морти» давно прошел ту стадию, когда сериал считался всего лишь набором скетчей — трешевым анимационным ситкомом о несвязанных приключениях гениального ученого и его туповатого внука. У «Рика и Морти» есть прочный фундамент сквозного сюжета, на удивление, не связанного с научной фантастикой. В центре внимания сериала всегда были взаимоотношения в семье Смитов: больше экранного времени, конечно же, получали Рик и Морти, однако со временем и арка Бэт и Джерри эволюционировала до примечательной драмы. Разве что Саммер все еще болтается где-то на задворках юношеского максимализма и проходных тинейджерских сюжеток.

Однако лично Рика Санчеза семейные проблемы зачастую обходили стороной. Шоураннеры Дэн Хармон и Джастин Ройланд не хотели портить имидж социофоба-пофигиста, оставляя главного героя сериала в распоряжение самому себе. Однако долго это продолжаться не могло: рано или поздно Рик должен был слезть с роли шоумена и догнать уже во всю расцветших второстепенных персонажей. Три сезона подряд Санчез был инициатором приключений, но какая-либо рефлексия по содеянному оставалась за кадром: удар принимали на себя Морти и фоновые персонажи. А Рик из самого первого эпизода «Рика и Морти» практически ничем не отличался от Рика из финала третьего (и это спустя четыре года).

В четвертом сезоне внимание авторов по-настоящему приковано к Рику Санчезу.

Не его идеям, не его гениальности, не шуточкам над Морти — но Рику как полноценному персонажу со своей сюжетной линией. Она начинается со второго эпизода The Old Man and the Seat: уже по названию становится ясно, что меланхоличных нот не избежать (тайтл отсылает к повести Хемингуэя «Старик и море»). Серия и впрямь посвящена одиночеству и изоляции: Рик сбегает в идиллический мир, который построил исключительно для себя. Розовые закаты, милые животные и унитаз с живописным видом.

Если опустить элементы комедии, то «Рик и Морти» впервые показывает депрессию главного героя.

И это не единичный случай: сезон сразу в нескольких сериях отражает одиночество Рика, его отстраненность от семьи и попытки наладить свою личную жизнь. В четвертом эпизоде Claw and Hoarder: Special Ricktim’s Morty он буквально находит соулмейта в лице драконихи, в девятом (Childrick of Mort) Санчез возится со своими детьми от планеты (ну да, от планеты), а финал полностью посвящен отношениям с Бэт.

Арка отца и дочери пустила корни еще относительно давно, но что-то серьезное между двумя персонажами начало происходить только в финале третьего сезона: в эпизодах The ABC’s of Beth и The Rickchurian Mortydate, когда остро встал вопрос о личности девушки. Ранее в сериале Бэт оказалась перед выбором: отправиться в космические путешествия или остаться на Земле с семьей. Дилемма привела к тому, что Рик создал клона своей дочери — однако кто именно покинул Джерри и детей, настоящая Бэт или копия, было неизвестно. До эпизода Star Mort Rickturn of the Jerri, где происходит кульминация отношений этих двух героев.

Новый сезон «Рика и Морти» можно разобрать и классическим путем, дав краткую характеристику каждому.

One Crew over the Crewcoo’s Morty — филлерная пародия на «Одиннадцать друзей Оушена». Claw and Hoarder: Special Ricktim’s Morty — остроумное, хоть и пошлое фэнтези. Never Ricking Morty — один из самых смешных и концептуально интересных эпизодов в истории сериала. Promortyus — уж точно самая графически-мерзкая серия «Рика и Морти», отсылающая ко вселенной «Чужого». Эпизод The Vat of Acid Episode заслуженно получает премию за самую оригинальную шутку с бассейном кислоты после «огурчика-Рика».

Однако юмор сериала всегда был специфичен: каждая серия уникальна и для своего зрителя, из-за чего какого-либо смысла в отдельных обзорах нет — половине фанатов понравится одна часть, половине — совершенно другая. Дробление «Рика и Морти» на сезоны — не более, чем формальность. Серии вовсе можно смотреть в случайно порядке, если хочется посмеяться над локальными приключениями героев и оценить острый язык Хармона и Ройланда.

По итогам четвертого сезона заметно, что сериал развивается и проявляет себя не только в каждом эпизоде, но и как единое целое.

 Сейчас у «Рика и Морти» есть серьезная завязка на пятый, а то и сразу на шестой сезон. Шоу впервые хочется ждать не просто из-за очередной трешевой вселенной или парада гениальных гэгов, но и из-за сюжета. Не приключений Рика и Морти, но из-за самих Рика и Морти. Кажется, это явный знак, что «Рик и Морти» наконец-то вырос.