На экране высвечивается классическая заставка Marvel Studios, которая уже через несколько секунд теряет привычные броские краски и становится черно-белой. Границы экрана медленно сужаются до соотношения 4:3, в кадре появляются счастливые молодожены Ванда, также известная как Алая Ведьма (Элизабет Олсен), и Вижен (Пол Беттани). Андроид вбрасывает «отцовские» шутки, за кадром раздается смех «живой» аудитории. Кажется, мы попали в классический американский ситком 50-х. Ситком от Marvel по их же супергеройской кинематографической вселенной. Стоп, что?
«ВандаВижен» заведомо стал одним из самых интригующих проектов Marvel. Как-никак первый сериал Marvel Studios, да еще и отправная точка в четвертую фазу MCU. С момента выхода последнего кинокомикса студии прошел целый год — весь 2020-й мы провели без супергеройских блокбастеров, ходить на которые, кажется, уже вошло в привычку. И вот, Marvel наконец-то возвращается. Но не с очередным ярким крупнобюджетным боевиком, а сериалом о семейной жизни Ванды Максимофф (Алой Ведьмы) и Вижена. Сериалом, который стал самым революционным проектом Marvel, кажется, за всю историю MCU.
После просмотра первых двух эпизодов толком не знаешь, как реагировать на увиденное. «ВандаВижен» даже не пытается ввести в курс дела. В первой серии мы попадаем в ситком 50-х, уже во втором оказываемся в 60-х, а третий обещает перекинуть в раскрашенные 70-е. Пока Ванда делает дела по дому, Вижен строчит документы на печатной машинке в офисе, а вечером парочка пытается произвести впечатление на босса андроида за ужином. В середине серии нам невзначай покажут рекламу тостера.
«ВандаВижен» бомбит оммажами к старым классическим сериалам, максимально старается обыграть формат телевизионного шоу. Даже название с пасхалкой: WandaVision — TeleVision. И что-что, а от Marvel такого вряд ли кто ожидал — сугубо экспериментальный проект, который отходит от блокбастерной формулы, при этом сохраняя бюджет фильмов (каждый из девяти эпизодов длительностью 20-30 минут стоит 25 млн долларов).
В первых сериях «ВандаВижена» не происходит ничего эпичного, нет даже внятной завязки. Перед нами действительно семейная драма, которая постепенно раскалывается и через отдельные детали дает понять, что самое интересное будет впереди. В одной сцене жена босса Вижена миссис Харт (Дебра Джо Рапп, по иронии одна из главных героинь культового сериала «Шоу 70−х») «заедает» и без остановки с натянутой на лице улыбкой проговаривает «Прекрати!», в другой в черно-белых кустах на лужайке появляется цветная игрушка-вертолет. Реальность Ванды и Вижена потихоньку глючит.
«ВандаВижен» покажется нонсенсом тем, кто понятия не имеет, чего ждать от четвертой фазы MCU. И кажется, именно этого эффекта добивается Кевин Файги (СЕО Marvel Studios): удивить, ввести в заблуждение, может даже чуть-чуть ужаснуть неподготовленных зрителей, которые после просмотра первых двух эпизодов полезут читать «Википедию» и увидят, что Marvel собирается ступить на территорию альтернативных вселенных, а «ВандаВижен» будет тесно связан с сиквелом сольного фильма про Доктора Стренджа «В мультивселенной безумия». Тут-то пазл и сложится.
Но пока Marvel семимильными шагами воплощает в жизнь свой гениальный план, у нас есть шанс взглянуть на новую, неожиданную сторону MCU. Ту, где нет (по крайней мере первое время) противостояний между супергероями и суперзлодеями, нет драмы ради топлива и мотивации ключевых персонажей, но есть просто самая обычная драма. Именно ее разыгрывает «ВандаВижен»: Полу Беттани и Элизабет Олсен наконец-то дали раскрыть свой актерский потенциал без плащей и суперспособностей; копнуть вглубь более интимных отношений между Вандой и Виженом. И наблюдать за этим гораздо интереснее, чем за эпичными боевыми сценами с тонной CGI.
«ВандаВижен» вызывает лишь одно опасение — в конечном счете сериал все же может оказаться тем самым эпиком с тонной CGI. Оммажи и пародия на ситкомы не могут не радовать, но чем лучше вглядываешься в сериал, тем больше понимаешь, что вся игра с форматом — пыль в глаза. «ВандаВижен» кусками копирует костюмы и сцены из «Шоу Дика Ван Дайка», «Моя жена меня приворожила» (Bewitched) и других классических проектов, при этом не пытаясь выдать что-то свое — сплошные отсылки ради отсылок. До эталонной ситком-серии «Мистера Робота» с камео Альфа тут далеко. Уже по первым двум эпизодам понимаешь, что «ВандаВижен» вполне мог бы оказаться и полнометражным фильмом — деление на эпизоды здесь кажется условным — опять же, формата ради.
И тем не менее, на эту обманку хочется клюнуть, как в свое время хотелось поверить, что Marvel действительно убила половину главных героев в «Войне бесконечности». «ВандаВижен» как минимум не дает соскучиться, не дает повода назвать себя «очередным проектом MCU» — по крайней мере на первых порах здесь абсолютно все ощущается в новинку. Marvel начала новую эру MCU с высокой планки. Новые эпизоды «ВандаВижена» хочется ждать; сериал смешной, яркий и, самое главное, умудряется удивлять, что совсем не свойственно предыдущим проектам студии.
В этом году нас также ждет не шибко внушающий доверие «Сокол и Зимний солдат», более-менее интригующие «Локи» и «Что если…?» и совсем непонятные «Мисс Марвел» с «Соколиным глазом». Хочется надеяться, что Marvel не забросит эксперименты на одном лишь «ВандаВижене», но верить в это приходится с трудом. Синопсисы и названия половины вышеперечисленных сериалов уже дают понять, что нас ждут обычные фильмы спин-оффы, которые поделили на части ради продвижения стримингового сервиса Disney+. Но как минимум один отличный сериал мы уже получили — и уж точно самый дерзкий и необычный проект Marvel на сегодняшний день.