В этом сумбурном году редакция слушала уникально разную музыку. Если предыдущие года мы более-менее шли в ногу, то в 2023 в наших вкусах поселился хаос, что, согласитесь, хороший знак. Кто-то слушал оттоманские марши, кто-то — инди-рок, кто-то — метал, а кто-то — венгерские симфонии и старых добрых Gorillaz. Присоединяйтесь к комментариям, рассказывайте, что слушали в этом году, нам тоже интересно.
Денис Майоров
3TEETH — EndEx
3TEETH на новом альбоме не стали переизобретать себя, а просто укрепились как идеальная смесь Мэрилина Мэнсона и Static-X с влиянием модных качающих корчиков. Но мне от этой группы большего и не надо. Да и конкурентов на этом поле у них особо нет — даже сами Static X сейчас звучат хоть и неплохо, но гораздо слабее, а Мэнсона совсем смыло волной скандалов. Сыро, шумно, мелодично — долбит как надо. Да и клипы — загляденье.
Blink 182 — ONE MORE TIME…
«Блинки» вернули в банду Тома ДеЛонга и в классическом составе записали идеальный поп-панк-альбом, как и ожидалось. Придраться тут не к чему. Звучит всё так, словно 90-е и начало нулевых никуда не уходили. Втыкаешь новый альбом «Блинков» в наушники, и хочется скейт из кладовки достать, а потом до утра без дела шататься по городу и встречать рассвет с растрепанными волосами. Для молодых слушателей на фоне волны современной волны поп-панка ONE MORE TIME вряд ли как-то выделится, но любого миллениала диск гарантированно растрогает. Жаль, что время неумолимо и сейчас такая музыка не веселит, а, скорее, заставляет ностальгически грустить.
Polaris — Fatalism
С середины нулевых, когда я только приобщился к тяжелой музыке, я несу любовь к металкору и ни капли этого не стесняюсь. В какие бы жанры я не нырял, каких бы артистов не изучал — в перерывах я всё равно периодически ищу что-то «металкорное». Чтобы и риффы цепкие, и гармонии всякие, и вокал пробивной, на надрыве, и припевы за душу ледяной хваткой брали, и вообще чтобы красиво было. И брейкдаунов! И без лишних экспериментов! Альбом Fatalism от австралийцев Polaris идеально попадает под эти требования, мёд для ушей. Прямо как Architects в свои лучшие годы.
Владимир Самойлов
Gorillaz — Cracker Island
Весь год гулял по городу, пританцовывая под мелодии с нового альбома Gorillaz. Особенно под Silent Running — это вообще одна из самых нежных зефирок в моем плеере за все годы его существования. Каким-то невероятным фанатом Gorillaz или специалистом по творчеству не являюсь, но всю классику уважаю и помню наизусть. Этот альбом может быть и не станет каким-то легендарным, но место в моем сердце он точно нашел.
Ghostmeat — Witch’s Familiar
Канадская группа Ghostmeat выдала воистину гипнотический альбом с музлом, которое можно погонять и на шабаше, и на уютной посиделке с сигарами. Запилы натурально мистические, создающие невероятный шаманский вайб. Вокал тоже абсолютно ведьмовской, настраивающий бросить все и уйти в леса, заниматься непотребствами. Где-то очень напоминает моих любимых Uncle Acid & the Deadbeats, только более размашисто и лирично.
Владимир Бровин
Стародавняя османская музыка
Вот как я провел добрую половину выходных в этом году. Завариваешь какой-нибудь роскошный чай, какой-нибудь красный копченый или утонченный шэн, или яростный шу-пуэр. Затем берешь сладчайшую халву и садишься со всем этим на уютный диван. Врубаешь старинную оттоманскую музыку и проводишь так часа два: заваривая и разливая чай на чайном столике, поедая восточные сладости и читая что-то тематическое, вроде «Бахчисарайского фонтана» Пушкина. Халву надо брать воздушную и есть по правилам: берешь небольшой кусочек, кладешь на язык и ловишь кейф, пока халва растворяется, делая маленькие глотки чая.
Василий Легейдо
The National, Blondshell, Суфьян Стивенс, King Krule
Прошедший год получился для меня важным в самом способе прослушивания музыки. Если раньше я в основном цеплял отдельные понравившиеся треки, то теперь наконец осознал, какой это кайф — целиком погрузиться в альбом, прочувствовать атмосферу, оценить задумку. Все-таки есть песни, которые могут показаться проходными, когда их слушаешь просто так, но преображаются в контексте всей записи.
Но перейдем к конкретике. Не прорывные и не идеальные, но самые любимые и самые важные для меня в 2023-м — два альбома инди-титанов The National, First Two Pages of Frankenstein и Laugh Track. Многим из олдскульных фанатов их новое творчество не так заходит — раньше трава была зеленее, а инди-рокеры злее, циничнее и загадочнее.
Но я подсел на The National только в прошлом году, и в моем случае оба альбома идеально наложились на настроение последних лет: многослойные, но приглушенные аранжировки, электронные элементы, тексты-исповеди. Отдельно рекомендую их лайвы (и конкретно вот этот — с исполнением First Two Pages of Frankenstein и нескольких старых хитов в уютной обстановке перед маленькой аудиторией), вживую песни часто раскрываются полнее и трогают сильнее. Летом удалось побывать на двух концертах The National и лично подкрепить это ощущение: восторг, катарсис, самые мощные эмоции последних лет.
Еще из новинок этого года выделю Blondshell — это имя исполнительницы и название ее дебютника. Очень гранжевого, очень ностальгического, но при этом совсем не стариковского. Инди-король Суфьян Стивенс выкатил удивительно искренний Javelin с восьмиминутным шедевром Shit Talk. Очень разнообразный и цепляющий альбом Space Heavy вышел у британца King Krule — тут и постпанк с хриплыми завываниями, и элегантный саксофон, и чуть слышный эмбиент, причем все это богатство звука весьма гармонично переплетается между собой.
Александр Батов
Эмбиент для любителей котов
Ни секунды не думая, для меня стало приятным подарком видео которое скинула моя подруга. Как лучший друг ангорской кошки, я под него наряжал елку, засыпал и просыпался. Зачем говорить о музыке, когда музыка говорит сама за себя.
RCKTfngrs
Саундтрек из Quasimorph
Недолго думал, кого подсветить: Евгений Журавский и его гитарные запилы для пошагового рогалика Quasimorph. Я не любитель тяжелой музыки/метала, а ишь ты, поди ж ты! Композиции в игре привязаны к фазам квазиморфоза — уровням сложности внутри миссий, и чем серьёзнее дерьмо, тем задорнее мелодия. Не совру, если скажу, что давненько столь подходящего игровому процессу музла не слышал, а, главное, хорошо заходит отдельно. Этот классический метал в пониженном строе залетел в уши и, по сути, продал мне Quasimorph, когда я ещё ничего о проекте не знал (Евгений выкладывал их на одном синем сайте). И три дня OST на репите, разве что не спал под него. «У тебя просто метала нормального не было!».
Ещё раз подчеркну, что с музыкой познакомился раньше, чем с геймплеем. И тема для главного меню отлично справилась с рассказом о суровом морпехе а-ля думгай в мрачном космическом будущем. Фантазия расщедрилась на корабли, станции, чудовищ, дробовики и кро-ви-щу. И в этом смысле ожидания от игры оправдались.
Первые минуты миссии игрока обволакивает Phase 1. Не по звучанию, но по ощущениям напомнило работы Нила Янга для «Мертвеца», пусть в транс и не вгоняет. Приятные мурашки от эдакого «мужик попал в непонятное». Чаще всего слушал именно этот трек.
Бум! Бам! Несколько обойм спустя — Phase 2. Тяжелее, злее. Быстрее отмыть эту чертову тарелку от гречки и вообще делать вещи! Разминка закончилась. Анжуманя, гиря? Принеси, поставь сюда!
Phase 3. Сначала навалили Painkiller’а 2004 года, а после третьей минуты на гору дохлых квазиморфов поднялся условный Сквизгар Сквигельф и давай рвать душу гитарным соляком. Инструмент, есесно, собран из кусков демонов. И весь в шипах. Короче, эпично! У меня нет волос, но я должен хедбэнить. А если слышишь этот трек в игре, то самое время валить с уровня. Ты НЕ хочешь встречаться с архизлодеями и стать визжащим куском мяса. Welcome to Hell, I hope you suffer!
Очень надеюсь, что не последняя работа господина Журавского в качестве игрового композитора. «Смотришь на некоторые игры, а там гитара так себе. Я могу лучше. Была уверенность в своих силах. Просто взять и попробовать». Что сказать, попробовал на отличненько!
Дмитрий Соколов
В уходящем 2023-м в моем плейлисте не было какого-то сногсшибательного нового альбома или исполнителя, но было много саундтреков, кое-что из неочевидной классической музыки и старый добрый глэм-рок. Вот вам мой топ-3 в случайном порядке:
The Darkness — Motorheart (2021)
Не понимаю, как я умудрился пропустить этот релиз моих любимых британских рокеров в год выхода, но в 2023-м пара-тройка песен с этого альбома идеально ложились на мое (часто меланхоличное, но приподнятое) настроение. Летом я почти каждый день начинал с The Power and The Glory Of Love и с мыслей об ускользающей любви (you thought I would forget about you / sadly, you were wrong). И почти каждую ночь заканчивал с звучащей в ушах Speed Of The Nite Time, отправляясь на очередное свидание (I would rather be your lover / than your spirit guide). Джастин Хокинс и его команда снова (после блеклого Easter Is Cancelled) нащупали верный путь к моему израненному сердцу, так что Motorheart определенно в моем личном топе их альбомов.
Юдзо Косиро — OST: Streets Of Rage (1991)
В этом году я, наконец, (пере)прошел знаменитую трилогию битэмапов и заодно освоил также четвертую часть (кстати, вполне добротную, хоть и до обидного короткую). В 1990-х я много играл во вторую и третью SoR, но практически не обращал внимания на звучащую фоном музыку, куда важнее был происходящий на экране мордобой, а также умение вовремя увернуться от града вражеских ударов. Но сейчас, играя в более спокойном темпе, я вслушался в мелодии Юдзо Косиро, и в полной мере смог оценить его композиторский талант. Любая часть трилогии SoR полна разнообразных, но одинаково сильно цепляющих треков, от задорной Keep The Groovin’ через агрессивную Go Straight и до экспериментальных Robo X или Dub Slash. Но чаще всего на повтор я ставил классическую тему самой первой Streets Of Rage: ее размеренный ритм как нельзя лучше подходил для вдумчивой работы или неспешного чтения.
Ласло Лайта — симфония №7 (осенняя)
И напоследок немного малоизвестной классики. В этой области у меня вкусы достаточно очевидные: Вагнер и Лист, но куда чаще в 2023-м я слушал не этих гениев, а их менее раскрученного (но не менее талантливого) коллегу — венгра Ласло Лайту, работавшего в середине ХХ столетия. Он был другом Белы Бартока, сочинил музыку для британского исторического триллера «Убийство в соборе», а в 1957-м написал роскошную симфонию, повлиявшую на работу Шостаковича «1905 год». И это тот случай, когда бессловесное искусство говорит само за себя.