Биохакеры — это энтузиасты, которые проводят независимые исследования или эксперименты в области биологии. Отредактировать геном молочных бактерий, чтобы попробовать светящийся йогурт на вкус, или засунуть в себя поглубже микрочип ради новых ощущений — типичные занятия для этих ребят. Действуя в одиночку или группами без материальной поддержки со стороны, они работают в самостоятельно обустроенных лабораториях в любых укромных местах от чердаков до подвалов. Гаражи считаются классикой жанра. Именно гаражная культура компьютерных хакеров, подарившая миру революцию в ИТ, вдохновляет ученых на независимый труд и авантюризм. Есть надежда, что новые Биллы Гейтсы или Сергеи Брины объявятся именно среди биохакеров.

биохакер биохакеры отвратительные мужики disgusting men

Инъекция светочувствительного пигмента, позволяющая видеть в темноте, и подкожные импланты для подсвечивания татуировок — типичный креатив в стиле биохакеров.

Краткая история гаражной биологии

Первым популяризатором биохакинга стал американский ученый Роб Карлсон. События, которые привели его на эту тропу, напоминают завязку художественного фильма. Будучи аспирантом-физиком в Принстонском университете, в 1996 году Карлсон отправился из Нью-Джерси за научной статьей, которая хранилась в Нью-Йорке. Его дорожным спутником был разговорчивый мужчина, в беседе с которым аспирант рассказал о своем исследовании на тему воздействия физических сил на кровяные тельца. В конце поездки незнакомец, представившийся Сиднеем Бреннером, внезапно предложил Карлсону работу.

Роб не воспринял слов мужчины всерьез, но по возвращении узнал от коллег, что его собеседником был никто иной, как всемирно известный биолог, основатель Института молекулярных наук в Беркли. Не прошло и года, Карлсон переключился с физики на биологию и занял предложенную должность в заведении Бреннера.

биохакер биохакеры отвратительные мужики disgusting men

Работая с новейшей техникой, ученый вспомнил о хакерских принципах, которые в свое время спровоцировали бурное развитие ИТ. А что если сделать нечто подобное с биологией? Вдруг это приведет к возникновению новой культуры, индустрии, к научной революции, в конце концов?

Если подержанное оборудование и куча информации по теме доступны в интернете, почему бы не донести
возможности биотеха до народных масс?

Под наплывом этих мыслей в 2005 году Карлсон написал статью «Наступила эра гаражной биологии» для журнала Wired. В тексте ученый привел полезные советы для желающих поэкспериментировать с биологией на дому и рассказал, где можно прикупить все необходимое. В дальнейшем Карлсон не разочаровался в своих идеях и даже ушел из института, чтобы сконцентрироваться на исследованиях в домашней лаборатории.

биохакер биохакеры отвратительные мужики disgusting men

Посещая некоммерческие воркшопы вроде London Hackspace, биохакеры получают доступ к общему оборудованию и другим ресурсам.

Со временем подтянулись другие активисты. В 2008 году Джейсон Боб из Гарвардской медицинской школы и веб-разработчик Маккензи Коуэлл из Кембриджа основали сообщество DIYbio. Его участники верят, что безопасное использование биотехнологий ведет нас к светлому будущему. DIYbio поддерживает открытый обмен знаниями между профессионалами и энтузиастами и ратует за популяризацию науки. Сегодня можно насчитать десятки подобных организаций, онлайн-сообществ и хакерспейсов по всему миру.

Новую субкультуру приняли неоднозначно — одним воодушевлением многочисленных энтузиастов и некоторых профессионалов из научных кругов не обошлось. За пока еще непродолжительную историю существования комьюнити биохакеров успело навлечь на себя критику консервативных ученых и даже подозрения со стороны спецслужб. Надо сказать, вполне обоснованно — мало ли, чем занимаются эти фанатики в закрытых помещениях.

биохакер биохакеры отвратительные мужики disgusting men

Без проверок не понять, кто и для чего скупает спецоборудование: DIY-биологи, производители наркотиков или вовсе биотерористы. По этой самой причине ФБР не сводит глаз с домашних экспериментаторов.

Известные проекты и личности

Биохакеры преследуют разные цели. Одни самоотверженно ищут лекарства от пока неизлечимых болезней. Другие выводят новые сорта растений. Третьи модифицируют собственные тела в попытках обрести необычные возможности или банально — выделиться из толпы. Следовательно, и относиться к плодам такого творчества можно по-разному. К тому же, в движении участвуют как биологи-любители, так и профессионалы с продвинутым знанием матчасти. Поэтому уровень биохакерских проектов также может заметно разниться.

Сампа фон Киборг работает над универсальной платформой для подкожных электронных устройств, которая заряжается от беспроводной индукционной зарядки. В перспективе он хочет видеть импланты с Wi-Fi, с помощью которых можно управлять кондиционером и другими приборами в умном доме. Сампа — известный финский мастер пирсинга, шрамирования и других модификаций тела. Он влился в тусовку биохакеров вместе с остальными фриками старой школы. Люди, которые не прочь наблюдать выпирающие из-под собственной кожи металлические кресты или торчащие из нее шипы, приходят в восторг от новых умных имплантов.

биохакер биохакеры отвратительные мужики disgusting men

Сампа фон Киборг завершает очередной шедевр.

Еще одна примечательная личность — американский программист и экспериментатор Амаль Граафстра. Еще в 2005 году он вживил в кисти рук RFID-чипы для беспроводного взаимодействия с техникой. Контактируя со сканерами в ноутбуке и дверных замках, импланты избавляют Граафстру от необходимости носить ключи и запоминать пароли. Амаль считает биохакеров «самодельными киборгами, которые модифицируют тела, не дожидаясь корпоративных разработок или одобрения правительства». Он критикует носимые устройства за их избыточность и верит, что для них нет места в будущем.

«Samsung и Apple не закрывают глаза на то, что мы делаем. Где-то в недрах этих компаний
люди размышляют об имплантах».

Возможно, Амаль прав. Если корпорации все-таки возьмутся за вживляемые гаджеты, то кто лучше впишется в роль подопытных кроликов — добровольных платформ для экспериментов — чем Амаль и ему подобные? Но в отрыве от этой мысли биохакинг вроде RFID-чипов в руках имеет сомнительную ценность и пока не содержит даже намека на прорывы и революции.

биохакер биохакеры отвратительные мужики disgusting men

Радиочипы в руках Амаля Граафстры.

Куда прагматичнее выглядит проект калифорнийского сообщества Counter Culture Labs, нацеленный на производство дешевого инсулина. В прошлом году идею успешно профинансировали пользователи краудфандинговой платформы Experiment, прислав больше 16000 долларов. Команда проекта пообещала синтезировать инсулин с помощью кишечной палочки, задокументировать процесс и выложить результаты в открытый доступ в течение года. Если у биохакеров получится, они выведут на рынок инсулин, свободный от патентов, а потому более доступный для больных диабетом со всего мира.

биохакер биохакеры отвратительные мужики disgusting men

Участник проекта Counter Culture Labs. Возможно, его команда сумеет доказать, что даже небольшой коллектив с минимальным бюджетом способен потеснить гигантов фармацевтики.

Биохакеров можно сравнить с независимыми режиссерами или разработчиками игр. У тех и других есть свобода для творчества, но нет достаточного количества материальных ресурсов, а иногда — важных знаний и опыта. Тем не менее, прогресс не остановить: появляются новые инструменты для привлечения средств и общения между участниками сообществ. Технологии также становятся дешевле и проще. Достаточно вспомнить простой и эффективный ДНК-редактор CRISP, последнюю версию которого назвали научным прорывом 2015 года. Генная инженерия еще никогда не была такой доступной. Самое время для биохакеров?