Бирманский бокс или летхвей (lethwei) — традиционное боевое искусство Мьянмы, постепенно набирающее мировую популярность. Оно славится своей жестокостью и нацеленностью на вырубание противника. В традиционных правилах нельзя победить по очкам, лишь нокаутом, а бойцы не используют перчаток — и это уже говорит о многом.
Летхвей — боевое искусство синих мужчин с золотыми ножами
Есть две версии возникновения бирманского бокса. В статье Гарета Дэвиса «Разъяснение о летхвее: жестокое боевое искусство бирманского бокса» утверждается, что единоборства без оружия возникли в Бирме во время существования империи Пью. Согласно британской энциклопедии, это государство возникло на территории современной Мьянмы в I веке до нашей эры и прекратило свое существование в IX веке нашей эры.
Это был конгломерат городов-государств, подчинивший себе торговые пути и обладавший огромными сокровищами. Китайские летописи описывают мужчин этой культуры как носящих синюю одежду и шляпы с золотыми украшениями, а женщин — ходящими с драгоценностями в волосах. Они вкушали еду с золотой посуды, пользуясь золотыми ножами. Именно жители империи Пью, по мнению Гарета Дэвиса, создали бирманский бокс и проводили бои в песчаных аренах во время религиозных праздников.
В статье Хейна Тара «Игра ради красоты и игра ради борьбы: боевые искусства Мьянмы» высказывается другое мнение. Согласно ему, бирманский бокс является ответвлением от более сложного вида рукопашного боя под названием «тхайн» (thaing), возникшего в XII веке во время правления династии Баган, и уходящего корнями в традиционную культуру бамара и других этнических групп Бирмы.
По утверждению автора, тхайн изучали мастера закрытого буддийского общества «айи ги». Они открывали школы, где под их контролем и в строжайшем секрете обучали новичков. После того, как в 1287 году династия Баган была уничтожена монголами, тхайн начали практиковать правители королевства Мьинсаин, обучая этому искусству принцев и солдат. Тхайн разделился на две ветви: банше — искусство владения оружием, палками и мечами; и бандо, состоящий из борьбы — летпан и бокса — летхвей.
Ночные поединки назло англичанам — история развития бирманского бокса
Летхвей пронизывал все слои древнего бирманского общества. Исследователь Винсент Джордано в статье «Прирожденные воины: борьба за выживание» утверждает, что в старину это искусство называли «спортом воинов» и преподавали при королевском дворе для знати, принцев и солдат. Но и простые крестьяне имели право практиковать его.
Бирманский бокс был настолько популярен в стране, что выдающихся бойцов называли «могучими людьми» и «королевскими боксерами» и до конца правления последнего короля их имена были в списках казначейства. Очевидно, им выдавалась какая-то зарплата.
Турниры часто проводились во время религиозных праздников или похорон буддийских монахов, а победители получали крупные суммы денег и лошадей. Более того, на больших фестивалях бились женщины и дети. Все изменилось в 1885 году, когда Бирма была захвачена англичанами и был установлен колониальный режим.
Летхвей, как проявление воинственности и традиционной культуры, попал под запрет, а бойцов использовали только для развлечения английских чиновников. Для особого шика противниками бирманцев делали индийских воинов. Бойцы, отказавшиеся участвовать в этих позорных поединках, объявлялись бродягами и преступниками и подвергались арестам.
Но традиция бирманского бокса не угасла. Она хранилась в небольших деревушках, где назло колонизаторам устраивались ночные поединки при свете огромных костров и звуках музыки и песен. Особенно этим увлекались в штатах Кайин и Мон, где крестьяне бились в честь богини риса, надеясь на хороший урожай. Также в поединке можно было урегулировать ссору или долг. Бывало, что люди гибли в таких боях.
В 1942 году японцы вторглись на территорию Мьянмы, образовав марионеточное государство Бирма. Вплоть до изгнания союзниками в 1945 году коллаборационное правительство поощряло националистические антибританские настроения. Во многом с помощью традиционных боевых искусств.
В 1953 году наконец-то начинается светлая полоса в истории бирманского бокса. Национальный герой Мьянмы, участник Олимпиады 1952 года Кьяр Ба Ниен по прозвищу «Тигр», унифицировал правила летхвей и начал проводить соревнования по этому виду спорта.
В 2007 году бирманский бокс пришел и в Россию. Денис Владимиров и Андрей Николаев создали федерацию этого вида спорта в Москве, а в 2009 году зарегистрировали ее как «Федерацию бирманского бокса России». В 2012 году наш боец завоевал первое место на Чемпионате Мира по бирманскому боксу среди профессионалов. Так что, возможно, где-то в вашем городе уже можно прикоснуться к тайнам «искусства девяти конечностей».
«Искусство девяти конечностей» — правила и техника бирманского бокса
Летхвей сильно напоминает тайский бокс, о котором у нас уже есть отдельная статья. Но есть и существенные различия. Первое: в отличие от муай-тай, где можно бить ногами, коленями, локтями и кулаками, а также проводить броски и подсечки, в летхвей разрешены еще и удары головой. Именно поэтому иногда бирманский бокс называют «искусство девяти конечностей»: два колена, две стопы, два локтя и кулака, плюс голова.
Еще одно существенное отличие: отсутствие перчаток. Да, после возникновения популярности в некоторых лигах летхвей появились и они, но большинство турниров по-прежнему проводится с небольшими обмотками, только слегка защищающими кулак бойца.
Ну и самое существенное отличие: по традиционным правилам, введенным «Тигром» которых до сих пор придерживаются большинство промоушенов, бой ведется только до нокаута. Если до конца пяти раундов оба бойца остались на ногах — присуждается ничья. Так что боксеров прямо-таки заставляют дубасить друг друга до потери сознания.
Такая жесткая практика позволяет бойцам, вышедшим из летхвей, разносить лица в турнирах по смешанным единоборствам. Одним из ярких примеров таких бойцов является Фоу Тау (Phoe Thaw).
«Бусидо» разносит One Championship
Мастер летхвей Фоу Тау по прозвищу «Бусидо» занялся смешанными единоборствами в 2015 году, попав в специализирующийся на выступлениях в Азии промоушен One Championship. За время своей карьеры он стал чемпионом турнира-однодневки в полулегком весе в 2016 году и набил рекорд из восьми побед при двух поражениях. При этом семь из восьми были завоеваны нокаутами.
Например, в 2016 году он за 22 секунды вырубил своего соотечественника по имени Кат Пали. Поединок прошел на турнире One Championship — State of Warriors. С первых секунд «Бусидо» набросился на противника, прижал его к сетке, перевел на канвас и вбил в землю серией ударов локтями. Судья был вынужден остановить поединок.
Уроженец Камбоджи по имени Сор Сэй, в 2018 году продержался чуть дольше. Бой прошел на турнире One Championship — Quest for Gold. Поединок начался осторожно, бойцы обменивались ударами и много топтались, пока через пару минут не началась рубка на руках. Сор Сэй неосторожно отступил к сетке, и ему тут же прилетел жесткий прямой удар с ноги в лицо, после которого камбоджиец вырубился.
В 2019 году также жестко получил индонезиец Викторио Сэндюк с амбициозным прозвищем «Индра». Напомним читателям, что Индра — это царь богов и повелитель небесного воинства в индуизме. Поединок состоялся на турнире One Championship — Legendary Quest.
Почти сразу бойцы зарубились, и Фоу пробил несколько отличных ударов в грудь с колена, уронил соперника на настил ринга и взял спину. Довольно долго он с переменным успехом пытался то задушить индонезийца, то забить его руками, пока наконец не отпустил и не вернулся в стойку.
Бойцы почти две минуты обменивались отличными комбинациями, где Тау упирал на клинч и колени. Подточив хорошими ударами способность Викторио к защите, Фоу вырубил его жесткой серией с рук, закончившейся апперкотом.
К сожалению, мастерство бирманского бокса не помогло Фоу Тау против бомбы. В 2021 году он участвовал в протестах против военных, сместивших президента Аун Сан Су Чжи.
Николас Аткин в статье «Боец ММА, выступающий против переворота в Мьянме, Фоу Тау все еще жив после похищения военными и взрыва бомбы» утверждает, что в начале мая Фоу получил сильные ожоги и ранения после взрыва в своем спортзале. Попав в больницу, он был арестован и переправлен в военный госпиталь. Дальнейшая судьба бойца неизвестна, но с 2019 года, согласно сайту Sherdog, поединков он больше не проводил.
Летхвей — одно из лучших боевых искусств для улицы
Так что же в сухом остатке по применению бирманского бокса на улице в целях самозащиты? Глядя со стороны, хочется сказать, что это один из самых лучших вариантов, ведь летхвей — это почти что уличная драка, только в трусах и под традиционную музыку. Навыки там ставятся самые жесткие, способные закалить тело и психику, подготовив вас к противостоянию с негодяями.
Минус органично вырастает из плюса: соревнования (а без прохождения их надеяться на возникновение хорошего навыка глупо) чрезвычайно жесткие. Так что стоит задуматься, есть ли смысл рисковать здоровьем ради большего шанса против гипотетического конфликта в подворотне.