Давайте сразу разберемся с енотом. Добро пожаловать на планету Halfworld (Полумир) в квадранте Кейстоун — это психиатрическая лечебница галактического масштаба, где содержатся душевнобольные формы жизни из сотен миров. Разумный прямоходящий енот Rocket Raccoon и его помощник Wal Rus (Мо Рж; разумный, как ни странно, морж) — специально выведенные для ухода за психами биологические виды, созданные с тем расчетом, чтобы умиротворять пациентов и защищать дурдом от внешних угроз.
Енота придумали художник Кит Гиффен и автор Билл Мантло; впервые зверек появился в 1976 году на страницах брошюрки Marvel Preview №7. Гиффен позже признался, что на мысль их с Мантло навела песня «Битлз» Rocky Raccoon, — добавим от себя, что в середине 70-х галлюциногены пользовались в творческой среде большой популярностью и ничего удивительного в Еноте, в общем-то, нет.
Нынешняя киноинкарнация Guardians of the Galaxy к классическим комиксам большого отношения не имеет. Впервые Guardians появились в 1969 году в сборнике Marvel Super-Heroes № 18 — тогда они сражались с расой всемогущих ящеров Badoon.
Команду возглавлял земной космонавт Вэнс Астро; позже к нему присоединились синекожий инопланетный лучник Йонду (он, кстати, есть в фильме), квадратный супертяж Чарли-27, созданный для жизни в гравитационном кошмаре планет-супергигантов, и покрытый золотистыми кристаллами уроженец Плутона Мартинекс.
От первого лайн-апа Guardians давно ничего не осталось, но он заложил принципы, по которым команда формируется вот уже полсотни лет: традиционный для палп-фантастики умник-землянин, несколько архетипических инопланетных воинов и то, что в кинематографе называется comic relief. (Позже, правда, появился еще один обязательный элемент — телочки; первой была генетически модифицированная женщина с Меркурия по имени Никки с языками пламени вместо волос).
После дебюта Guardians исчезли на полдюжины лет, и даже после этого появлялись эпизодически в сборниках и антологиях — собственной серии у команды не было долго. По-настоящему Guardians заявили о себе в массовой культуре только в первой половине 90-х — благодаря одноименному роману художника и автора Джима Валентино. Серия продлилась 62 выпуска и была безумной, как Мартовский Заяц: там фигурировали далекие потомки Тони Старка, Росомахи и даже Галактуса, а главный Страж Вэнс Астро зачем-то переименовал сам себя в Major Victory (Майор Победа; по-английски это особенно идиотский каламбур).
Третья достойная упоминания инкарнация Guardians появилась совсем недавно — на волне успеха марвеловской космической оперы Annihilation в 2006 году. Guardians в почти том же, что в фильме, составе появились в побочной мини-серии к сиквелу ивента (я честно не знаю, как все это объяснить менее коряво), Annihilation: Conquest. В 2008 году у Guardians снова стартовала собственная одноименная серия за авторством Дэна Эбнетта (слова) и Энди Лэннинга (чернила); критика ее поругивает, плюс вышло всего 25 выпусков, — но это на самом деле отличное чтение. См. особенно историю противостояния Енота с советской говорящей космической собакой, которая на самом деле совсем не то, чем кажется.
Самое интересное происходит в выходящей уже четвертый год серии Guardians of the Galaxy на марвеловском импринте Marvel NOW! под руководством суперзвездной авторской группы в составе Брайана Майкла Бендиса (буквы) и Стива Макнайвена (чернила). Там творится форменный панк-рок: появляется раса ксеноморфов The Brood (обычно живущая в «Людях Икс»), гостит персонаж Нила Геймана из комиксов Spawn и периодически прилетает Тони Старк в новой моднейшей черно-золотой броне.
Нынешний формат Guardians — самый выигрышный за всю многолетнюю историю команды. Первые попытки путались в бесконечных (вымышленных) политических заморочках, связанных с вторжением кибернетической расы Phalanx в пространство галактической империи Kree. Чтобы хоть примерно понимать, о чем речь, нужно было изучать соответствующие комиксовые линии на много десятилетий назад (см. еще раз реплику про галлюциногены из первого абзаца).
Попытка Эбнетта удалась чуть лучше — особенно серия Thanos Imperative, где Guardians противостоят попыткам инкарнации смерти Таноса умереть. Это связано с прорывом в нашу вселенную перманентно растущей во все стороны Cancerverse, — и это одна из самых эпических сцен в марвеловских комиксах последнего десятилетия. И все же, и все же: даже Thanos Imperative тянет за собой длинный хвост знаний, без которых происходящее понятно не до конца. Как точка входа в Guardians of the Galaxy это не самое лучшее решение. В отличие от нынешней серии.
Сейчас Guardians действуют не в будущем, не в каком-нибудь параллельном измерении (привет, DC), а вполне здесь и сейчас — прямо над головами героев тех же «Мстителей». Это открывает множество сюжетных возможностей: команда бьется и с всегалактическим злом масштаба упомянутых уже разумных ящеров Badoon, и с отдельными суперзлодеями вроде фигурирующего в фильме Ronan the Accuser; замороченные концепции вроде Cancerverse или Негативной зоны на время забыты.
И особенно важен здесь тон: Marvel в последнее время постоянно скатывается, так сказать, в «сложные щи», — кульминацией этого процесса стал политический триллер с элементами ада и безумия Civil War. Так вот, Guardians of the Galaxy вроде бы рассказывает о серьезных вещах типа инопланетных вторжений и галактической политики. Но как можно быть серьезным, когда среди протагонистов — разумное дерево, телочка с зеленой кожей, гигант с отключенным абстрактным мышлением и енот?
Особенно енот.
Текст: Андрей Подшибякин
«Стражи галактики» в прокате с 31 июля 2014 года. Ждите рецензию Disgusting Men за день до премьеры.