В Италии продолжает работу 71-й Венецианский кинофестиваль. Пока мировые критики вместе с жюри фестиваля отсматривают картины, мы заглянем в прошлое и расскажем о 10 лучших фильмах в свое время бравших в Венеции главный приз — «Золотого льва». Среди них — картины Куросавы, Тарковского и других классиков мирового кино.

«Расёмон» (1951)

Новаторская картина великого японского режиссера Акиры Куросавы, которая в свое время не только открыла для западного зрителя азиатское кино, но и первой ввела в индустрию технику показа одного события с разных точек зрения. «Расёмон» — это экранизация двух произведений классика японской литературы Рюноске Акутагавы, в которой рассказывается история убийства самурая и изнасилования его жены в чаще леса. Уникальность «Расёмона» в том, что все повествование здесь ведется со слов нескольких людей, каждый из которых трактует происшествие по-своему. Что именно произошло в лесу, скрывается героями и режиссером вплоть до самого финала. Тех, кто сознательно игнорировал Куросаву как автора неспешных метафорических фильмов про самураев, «Расёмон» должен приятно удивить. Это невероятно увлекательная картина, которая действительно, простите за штамп, опередила свое время.

«В прошлом году в Мариенбаде» (1961)

Один из самых таинственных и непонятных фильмов в истории кино. Просмотр «В прошлом году в Мариенбаде» можно сравнить разве что с чтением той части «Улисса», где Джойс окончательно отказывается от знаков препинания. Споры о трактовке картины продолжаются по сей день. Формально действие фильма Алена Рене разворачивается в одиноком старинном замке, где встречаются несколько людей. Они гуляют по величественному зданию, по парку, о чем-то друг с другом разговаривают и пытаются (хотя и не слишком активно) разобраться, зачем все они здесь собрались. Запутывая зрителя, Рене наводняет повествование мало понятными флешбеками и рубит сюжет на куски. Но даже потеряв нить происходящего, оторваться от просмотра невозможно. Потому что «В прошлом году в Мариенбаде» снят невероятно — плывущей, поэтичной камерой, которая превращает картину Рене в практически сюрреалистическое зрелище, в котором непонятно где сон, а где — реальность. Даже если вы не поймете эту картину, ее просмотр вы точно никогда не забудете.

«Иваново детство» (1962)

Еще одна важная функция кинофестивалей, о которой многие забывают, — поиск талантов. Именно молодым и подающим надежды кинематографистом был Андрей Тарковский в 1962 году, когда Венецианский кинофестиваль наградил «Золотым львом» его дебютную картину «Иваново детство». Фильм Тарковского рассказывает историю 12-летнего партизана Ивана, который хочет отомстить фашистам за смерть матери. Как и во всех фильмах Тарковского, режиссер старается не фокусироваться на какой-то одной теме. Это кино о войне, мести, любви к родителям, семье и, конечно, потерянном детстве. А еще «Иваново детство» совершенно бесподобно снят. Известный факт: великий оператор Роджер Дикинс (11 номинаций на «Оскар») когда-то в интервью журналу Empire назвал операторскую работу Вадима Юсова в этом фильме — лучшей за всю историю кино.

«Битва за Алжир» (1966)

Военная драма коммуниста-скандалиста Джилло Понтекорво стала самым известным фильмом в режиссерской карьере итальянца. Как и другие неореалисты, Понтекорво знал, как снять минимальными методами предельно жесткое и неподдельное кино без прикрас. «Битва за Алжир» поражает натуральной, хлесткой манерой съемки и, конечно, великолепной музыкой Эннио Морриконе. А еще фильм Понтекорво — одно из самых страшных произведений о войне в истории кинематографа. Противостояние алжирских повстанцев и французских колонистов показана Понтекорво как беспринципная, жестокая резня, в которой нет победителей, а только проигравшие. С «Битвой за Алжир» в свое время было связано много скандалов, но картине в итоге удалось добиться главного — привлечь внимание богатых государств к проблемам стран третьего мира. А еще фильм Понтекорво — бессменный участник списка 250 лучших фильмов на сайте imdb.com.

«Дневная красавица» (1967)

Мэтр мирового кинематографа Луис Бунюэль, который еще в конце 20-ых годов прошлого века на пару с Сальвадором Дали пугал всех сюрреалистичным «Андалузским псом», в середине 60-ых снял один из самых вызывающих и скандальных фильмов эпохи. Блондинка Северина — мазохистка. Она скучает в Париже вместе с любящим мужем по утрам, вечерам и ночам, а днем подрабатывает в борделе, где и удовлетворяет свои тайные плотские желания. Думаю, что уже после синопсиса многие побегут смотреть «Дневную красавицу», которая стала бенефисом Катрин Денев, окончательно превратив смазливую француженку с платиновыми волосами, в, без скидок, большую актрису мирового кино.

«Глория» (1980)

В истории Венецианского кинофестиваля есть случаи, когда главный приз — «Золотого льва» — получали сразу две картины. Например, в 1980 году награду разделили «Атлантик-Сити» Луи Маля и «Глория» Джона Кассеветиса. Две замечательные картины, в противостоянии которых мы все же отдаем предпочтение ленте американского классика (но к Малю мы еще вернемся). Хотя бы потому, что Кассаветис — человек удивительной судьбы. Он практически в одиночку придумал американское независимое кино, снимал невероятные чернобелые ленты, на которые тратил собственные деньги, заработанные актерскими работами (например, в «Ребенке Розмари»). «Глория» — история подружки гангстера, которая приютила в доме маленького мальчика, свидетеля бандитской разборки — изначально задумывалась, как студийный проект, без участия режиссера. Кассаветис придумал эту историю, продал сценарий и хотел про нее забыть, но его отговорила жена и великая актриса Джина Роулендс, которая играет в «Глории» главную роль. В итоге «Глорию» снял сам Кассаветис, и она стала самым успешным фильмом в карьере режиссера. Есть мнение, что великий «Леон» Люка Бессона вырос как раз из фильма Кассаветиса.

«До свидания, дети» (1987)

А вот и Луи Маль. Классик фанцузского кино в нашем материале значится со своей лучшей картиной — военной драмой «До свидания, дети». Маль снял фильм про свое детство и католический колледж, в котором он учился в период Второй мировой войны. Если вкратце, то «До свидания, дети» — невероятное, шедевральное кино. Все режиссеры знают, что труднее всего на съемках работать с детьми и животными, так как невозможно заставить ни тех, ни других по-настоящему играть. Маль и не пытается этого добиться — но не вмешиваясь в детскую кутерьму, ему магическим образом удается создать один из самых правдоподобных и живых фильмов с детьми в главных ролях. Если мы вас еще не убедили, то прислушайтесь хотя бы к Квентину Тарантино — американский режиссер постоянно включает «До свидания дети» в списки лучших фильмов в истории по своему мнению.

«Короткие истории» (1993)

Роберт Олтмэн, помимо прочего, является обладателем уникального достижения — он единственный американский режиссер-лауреат трех больших европейских кинофестивалей: Каннского, Берлинского и Венецианского. В 1992 году, вместе с картиной Кшиштова Кеслевского «Три цвета: Синий», «Золотого льва» заслужила его лента «Короткие встречи» — история двух десятков людей, которые переживают из-за наступления 90-ых в разных районах Лос-Анджелеса. Олтмэн любил и умел снимать фильмы с огромным количеством сюжетных линий (от «Нэшвилла» до «Госфорд Парка») и «Короткие встречи» стали еще одним доказательством этого его выдающегося умения.

«Фейерверк» (1997)

По яркости судьбы с Такеси Китано в этом списке может сравниться разве что упомянутый выше Джон Кассаветис. Японец, который в молодые годы попробовал много разных профессий — от лифтера до телевизионного комика — в 90-ые неожиданно превратился в умного авторского режиссера, любимчика международных кинофестивалей. Его «Фейерверк» — одна из лучших картина мастера времен его раннего периода творчества. Как почти всегда у Китано, картина рассказывает о бывшем полицейском, который оказывается в эпицентре войны правоохратительных органов и мафии. Как и любое другое современное азиатское кино, «Фейерверк» невозможно пересказать в полной мере. Пластика Китано, выразительная японская речь, фирменный черный юмор — все это непременно потеряется в пересказе. Поэтому — посмотрите, кино про полицейских в нашей стране до сих пор пользуется большой популярностью.

«Рестлер» (2008)

Самая новая картина в нашем списке — спортивная и человеческая драма Даррена Аронофски «Рестлер», в которой свою лучшую роль в кино сыграл некрасиво повзрослевший Микки Рурк. «Рестлер» — это история культового рестлера Ренди Робинсона, а на самом деле, конечно, история самого Рурка. Актер, обладавший в конце 80-ых внешностью суперплейбоя, надолго ушел из кино, много пил, дрался на ринге — словом, планомерно спускал свою карьеру в унитаз. Возможно, поэтому Робинсон в «Рестлере» получился таким настоящим. Рурк в фильме не играет, а живет в кадре — это одна из самых проникновенных и честных ролей в кинематографе как минимум 21-го века. Грустнее всего, что чопорные академики так и не решились в итоге дать смутьяну Рурку заслуженного «Оскара», а выбрали Шона Пенна за роль в довольно средней картине «Милк» Гаса ван Сента.

71-й Венецианский кинофестиваль заканчивает свою работу 6 сентября. О его итогах мы расскажем на страницах нашего сайта.