30 июля исполнилось 45 лет Кристоферу Нолану — одному из главных голливудских режиссеров современности. В честь юбилея мы составили полный гид по его фильмографии и рассказали обо всех его режиссерских работах — от скромного черно-белого триллера «Преследование» до многомиллионного фантастического титана «Интерстеллар».

«Преследование» / Following (1998)

кристофер нолан фильмография

Карьера английского постановщика, сегодня известного по своим многомиллионным постановкам, как это часто бывает, начиналась довольно скромно — с черно-белого копеечного триллера «Преследование». Фильм обошелся Нолану всего в шесть тысяч долларов, а сам британец тут выступил не только в качестве режиссера, но и оператора, и автора сценария.

«Преследование» — это история про молодого писателя, который в поисках вдохновения начинает наблюдать за прохожими на улице. Не будем раскрывать всех карт, скажем лишь, что у Нолана получился очень увлекательный черно-белый детектив, в котором угадываются, конечно, нотки Антониони и его «Фотоувеличения». Если вы не знаете, как с умом провести час своей жизни (а фильм длится всего 69 минут), то посмотрите «Преследование» — вы как минимум узнаете, с чего начинал один из главных голливудских режиссеров современности.


«Помни» / Memento (2000)

кристофер нолан фильмография мементо помни

Фильм, после которого Кристофер Нолан проснулся знаменитым, а его работы привлекли внимание больших студийных боссов. «Помни» — это хитроумно придуманный параноидальный триллер про следователя страховой компании, который разыскивает убийцу своей жены. Он страдает потерей кратковременной памяти, поэтому постоянно оставляет себе записки, фотографии и даже делает татуировки на теле, чтобы ничего не забыть и не утратить нить расследования.

«Помни» выделяется на фоне других детективов не столько закрученным сюжетом, сколько его необычной подачей. История в фильме движется из конца в начало, но как в любом запутанном триллере, вплоть до финала зритель остается в неведении. «Помни» дал Нолану дорогу в большой Голливуд и сделал его одним из самых перспективных молодых режиссеров своего времени.


«Бессонница» / Insomnia (2002)

кристофер нолан фильмография все фильмы отвратительные мужики disgusting men андрей загудаев

Оказавшись под крылом студии Warner Bros., Нолан ставит еще один детективный триллер — «Бессонницу» с Аль Пачино и покойным ныне Робином Уильямсом. Это ремейк одноименного норвежского фильма (замечательного) — холодная и почти безжизненная история человеческой схватки, страдающего от бессонницы полицейского и маньяка на фоне умопомрачительных пейзажей Аляски.

«Бессонница» — это очень тонкая и выразительная картина, которая еще раз доказывает, что Нолан в начале режиссерской карьеры особенно тяготел к камерному, негромкому кино. Несмотря на норвежские корни и характер молодого постановщика, «Бессонница» — это по-голливудски обставленный триллер: понятный, универсальный, захватывающий и с потрясающими актерами в главных ролях. И это последний «маленький» фильм в карьере Нолана. После этого он стал снимать по-настоящему дорогие картины.


«Бэтмен: Начало» / Batman Begins (2005)

нолан

После относительного успеха «Бессоницы» в прокате, руководство Warner Bros. предложило Нолану кресло режиссера в новой трилогии про Бэтмена. Перед англичанином стояла амбициозная задача — полноценно перезапустить историю про рыцаря Готэма, отказавшись от театрально-сказочного стиля фильмов Бертона и психоделического неона картин Шумахера.

быть бетменом

«Бэтмен» по Нолану — предельно реалистичное кино про современного героя, а не мифического персонажа городских сказок. В «Начале» Нолан только приступил к скрупулезному выстраиванию стиля и интонации для собственной истории про Брюса Уэйна, поэтому многие, и совершенно заслуженно, считают первую часть трилогии самой традиционной и по-голливудски «студийной». И действительно, как показало время, почти все основные трюки Нолан припас для двух последующих фильмов про Бэтмена.


«Престиж» / The Prestige (2006)

нолан

В перерывах между работой над трилогией про Бэтмена Нолан продолжает снимать кино. В 2006 году он ставит фильм про противостояние двух гениальных фокусников «Престиж», основанный на одноименной книге Кристофера Приста.

«Престиж» и по сей день многие считают самой спорной картиной в карьере английского постановщика — его ругают и хвалят примерно в равных пропорциях. Главный аргумент критиков — для, в общем, детективного триллера «Пристиж» слишком скучен и предсказуем. Главный аргумент поклонников — для детективного триллера он очень даже нескучен, да к тому же в нем есть Кристиан Бэйл, Скарлетт Йоханссон, Майкл Кейн, Хью Джекман и, конечно, фокусы! И с первыми, и со вторыми сложно не согласиться, но, по нашему мнению, именно «Престиж» — самый слабый фильм в портфолио Нолана.


«Темный рыцарь» / The Dark Knight (2008)

нолан

Самая знаменитая и популярная картина Кристофера Нолана. Именно «Темный рыцарь», центральная часть трилогии про рыцаря Готэма, окончательно доказала всему свету, что супергеройское кино — это серьезный жанр, а не какие-то «киношки» про фриков в разноцветных трико для посетителей комик-конов. Уже по «Началу» было видно, что Нолану скучно и неинтересно снимать еще одно кино про сверхчеловека в пуленепробиваемом костюме, — его замысел значительно шире.

В «Темном рыцаре», уже освоившись в Голливуде, Нолан наконец дает волю своим идеям и снимает кино не столько про Брюса Уэйна и его друзей, сколько про современную Америку, поочередно и очень точно нажимая на все болевые точки американского общества.

Как у любого большого произведения, у «Темного рыцаря» немало противников и целая армия преданных фанатов, готовых растерзать любого за плохое слово в адрес картины. Как бы вы ни относились к этому фильму, посмотреть его стоит хотя бы из-за блистательного Хита Леджера, который за роль Джокера получил совершенно заслуженный «Оскар» (увы, посмертно).


«Начало» / Inception (2010)

нолан

После кассового триумфа «Темного рыцаря» Нолан окончательно переходит в высшую лигу самых успешных постановщиков Голливуда. Казалось, что это подходящий момент для англичанина сбавить обороты и снять что-то более камерное. В 2010 году выходит «Начало» — монструозная фантастическая лента про команду промышленных шпионов, которые охотятся за ценной информацией, путешествуя внутри снов своих жертв.

Фильм с суперзвездным актерским составом и впечатляющими спецэффектами стоил 160 миллионов долларов. Но Нолан снова срывает куш: «Начало» зарабатывает в прокате 825 миллионов, режиссер вместе с технической командой фильма номинируются на «Оскар» (впрочем, безуспешно), пресса и зрители ликуют. Причина успеха проста: Нолан опять создал уникальный, практически рукотворный блокбастер, который мало на что похож. Только здесь можно увидеть сворачивающиеся в трубочку города, очень хитроумно придуманные путешествия внутри сновидений и другие впечатляющие визуальные ходы.

Поэтому «Начало» в конечном счете, как и почти все остальные фильмы Нолана, интереснее разглядывать, чем вслушиваться и всматриваться в него. Но для научной фантастики — пожалуй, самого нарядного жанра в мировом кино, — если подумать, это не так плохо.


«Темный рыцарь: Возрождение легенды» / The Dark Knight Rises (2012)

нолан

В 2012 году Нолан попрощался со вселенной Бэтмена, поставив, по нашему мнению, самый цельный фильм трилогии — «Возрождение легенды». Фильм посвящен изгнанию — одной из важнейших тем любого произведения про человека-летучую мышь. В «Возвращении легенды» Бэтмен окончательно уходит на второй план, а солируют другие артисты. Том Харди в наморднике в роли Бейна, Энн Хэтэуэй с ушками в роли Женщины-кошки, как всегда великолепный Майкл Кейн в роли Альфреда с подносом и другие яркие артисты.

«Возвращение легенды» не произвел такого фурора, как «Темный рыцарь», но блистательно завершил трилогию Нолана, который после выхода фильма сказал, что еще очень долго не будет (возможно, никогда) снимать фильмы про супергероев. Его сага про рыцаря Готэма завершилась на счастливой ноте — Бэтмен был окончательно реанимирован в качестве чуть ли не главного комиксового героя в истории, а Нолан именно благодаря этой трилогии стал суперзвездным режиссером, способным запустить в производство практически любой проект.


 «Интерстеллар» / Interstellar (2014)

нолан

Противники творчества Нолана очень часто (и по делу) ругают фильмы и самого англичанина в излишней рациональности и бесстрастности. Его картины, по их мнению, напоминают идеально сконструированные, но совершенно безжизненные механизмы, не способные вызвать у зрителя ни единой эмоции. Если это и так, то «Интерстеллар», вышедший в прошлом году, заставил многих критиков замолчать.

интерстеллар

По нашему мнению, научно-фантастический эпос про погибающую Землю — самый личный фильм в карьере Нолана. В фигуре центрального персонажа, сыгранного Мэттью Макконахи, в его отношениях с детьми, просматривается сам режиссер. Пронзительная сцена с рыдающим на космическом корабле главным героем, само собой, тоже не могла появиться из ниоткуда. Эта внезапная эмоциональность, помноженная на, как всегда у Нолана, безупречный визуальный ряд, превращают «Интерстеллар» в чуть ли не главную на текущий момент работу в карьере режиссера. Это мощное, безграничное кино, один из лучших научно-фантастических фильмов последних лет. И еще одна удача Нолана в коммерческом прокате — при бюджете 165 миллионов долларов фильм собрал по всему миру 672 миллиона. А это означает, что Нолан все еще на хорошем счету, а его фильмы интересны огромной аудитории по всему миру.


О новой игровой картине режиссера на данный момент почти ничего не известно. По сообщениям американских СМИ, производство находится на стадии написания сценария. Впрочем, для поклонников Нолана есть одна хорошая новость — уже в августе на фестивале в Нью-Йорке будет показан документальный фильм английского постановщика — «Куай». В нем пойдет речь о любимых режиссерах Нолана — Стивене и Тимоти Куайе. Возможно, эта картина рано или поздно доберется и до российского проката.