безумный макс дорога ярости рецензия обзор андрей загудаев отвратительные мужики отзывы смотреть безумный макс

В прокат вышла четвертая лента про молчаливого отшельника Макса Рокатански, события которой разворачиваются в постапокалиптическом мире. Австралийскому режиссеру Джорджу Миллеру удалось снять лучший фильм серии, который, даже несмотря на неизбежные премьеры «Звездных войн» и нового фильма про Джеймса Бонда, будет всерьез претендовать на звание главного блокбастера года.

«Безумный Макс» стремительно ворвался в кинематограф. В середине 70-ых австралийский медбрат Джордж Миллер, насмотревшись на автомобильные аварии и многочисленные смерти на дороге, придумал историю про отчаянного полицейского Макса, грозу бандитов в уничтоженном и разоренном мире будущего. Первый фильм был снят за копейки, но произвел в прокате настоящий фурор, принеся создателям более 100 миллионов долларов. Многие до сих пор гадают о секрете коммерческого успеха «Безумного Макса», но он, кажется, вполне объясним. Дело в том, что фильм Миллера попал в самый нерв эпохи восьмидесятых — одного из самых депрессивных и потерянных десятилетий прошлого века. «Безумный Макс» — с его кожаными куртками, беспросветным будущим и неконтролируемой жестокостью — одним из первых задал вектор всему поколению, в том числе, разумеется, и в популярной культуре. Без фильма Миллера не было бы «Терминатора» Джеймса Кэмерона, «Духа мщения» с Чарли Шином или, например, компьютерной игры Fallout. 

безумный макс дорога ярости рецензия обзор андрей загудаев отвратительные мужики отзывы смотреть безумный макс

Спустя 35 лет снимать «Безумного Макса» по тем же законам, что и в 1979 году, разумеется, было опасно, и Джордж Миллер, который вновь занял режиссерское кресло, знал об этом лучше других. Наивные размышления искусства о мире после ядерной войны давно не привлекают внимание широкой аудитории — во многом потому, что человечество уже давно и основательно потопталось на этой теме. Но Миллер, к счастью, чихать хотел на законы современного коммерческого кино. Каким-то до сих пор непонятным для нас образом он выбил на «Дорогу ярости» невероятные 150 миллионов долларов. Вместо того чтобы снять дорогое, но невыносимо предсказуемое кино про пост-ядерное человечество, он сделал, пожалуй, самый смелый, безбашенный и бескомпромиссный летний блокбастер новейшего времени.

Бывший полицейский Макс Рокатански (Харди) после трагической смерти жены и ребенка бесцельно скитается по пустыне, изредка вступая в схватки с бандитами. После одной из них он попадает в плен к Несмертному Джо — местному головорезу, подчинившему себе остатки человечества. Макс готовится к смерти, когда происходит неожиданное — одна из верных спутниц главного бандита, воительница Фуриоса (Терон), сбегает из его логова с пятью наложницами и отправляется в сомнительное путешествие по пустыне в поисках родного города. Джо мобилизует целую армию, чтобы остановить предательницу.

«Дорога ярости» — это двухчасовая погоня из точки А в точку Б с немногочисленными антрактами-передышками. Во время этих пауз главные герои немного разговаривают между собой, но только для того, чтобы хоть как-то объяснить зрителям, что вообще происходит в фильме. Между немногочисленными паузами на экране творится практически безостановочный автомобильный угар под аккомпанемент взрывов, рева моторов, выстрелов и грохочущего барабанами и гитарами рока. Причем каждый винтик этого рычащего механизма — от лохмотьев статистов до невероятного реквизита — сделан руками, а не нарисован на компьютере. Ну а лучшее, что есть в новом «Максе» — это, конечно, автомобили. Незабываемый дизайн — чего стоит только автомобиль Джо, кабина которого сделана из двух скрепленных между собой Cadillac Coupe DeVille. Если художникам и костюмерам «Дороги ярости» не дадут следующий «Оскар», я закончу смотреть кино навсегда.

Самое удивительное, что «Дорога ярости», несмотря на агрессивную внешность, зрелищные погони и спецэффекты — вызывающе простая и даже в чем-то камерная лента. Миллер сознательно ограничивает действо одной погоней и незримой дорогой вникуда — нанизывая таким образом на простенький сюжет нового «Макса» всего одну, но очень меткую метафору. По Миллеру человек перестает существовать ровно в тот момент, когда останавливается — причем во всех смыслах. Фура, на которой главные герои удирают от головорезов по пустыне, и есть символ этого существования — поэтому она едет и едет сквозь весь фильм. Второй маячок — сам Макс, который на протяжении уже четырех картин находится в постоянном движении, поиске себя. Третий важный элемент — пустыня, безбрежное пространство, в котором каждый человек может очень легко заплутать и потеряться, стоит только свернуть не туда. «Дорога ярости», при всей простоте, очень неглупая и глубокая картина, мастерски замаскированная под дорогой кричащий блокбастер.

безумный макс дорога ярости рецензия обзор андрей загудаев отвратительные мужики отзывы смотреть безумный макс

В отличие от седьмого «Форсажа» или вторых «Мстителей» (тоже по-своему симпатичных фильмов), «Дорога ярости», скорее всего, не соберет рекордные миллионы в прокате. Причина, в следующем: лента Миллера не пытается работать на какую-то определенную аудиторию, не пытается угождать всем зрителям, а просто двигает напролом, на все наплевав. Одних «Дорога ярости» отпугнет пыльным постапокалиптическим будущим, других — гротескной, избыточной жестокостью (спойлерво время погони здесь давят беременных женщин, а кое-кто из главных героев даже принимает роды), третьих — сюжетом, который может показаться слишком простым и даже глуповатым. По правде говоря, все это не имеет вообще никакого значения.

«Дорога ярости» — великий фильм, бескомпромиссный блокбастер без страха и упрека, ультразвуковое дорогое авторское кино, от которого невозможно оторваться. В мире, где все давно уже подсели на иглу бесконечных продолжений, склеенных по одним и тем же трафаретам, фильм Миллера воспринимается как смачный плевок в лицо всей современной голливудской системе. Творить такое сегодня способны только братья Вачовски, но у Миллера, признаемся, получилось намного круче.

безумный макс дорога ярости рецензия обзор андрей загудаев отвратительные мужики отзывы смотреть безумный макс


Мнение Вячеслава Мостицкого: 
Если после просмотра нового «Безумного Макса» вам первым делом захочется пожаловаться на «глупый» сюжет, то с вами определенно что-то не так. Несомненно, чтобы оценить смелость Джорджа Миллера (которому, на секундочку, 70 лет; некоторые в таком возрасте с трудом разговаривают, не то что кино снимать), нужно знать кое-какой контекст, причем как восьмидесятых, так и конца нулевых — начала десятых годов. Но даже если вы слышите о Максе впервые и не видели предыдущих фильмов, то «Дорога Ярости» вызовет у вас настоящий восторг. Причем даже не восторг, а наивную ребяческую радость от всего этого карикатурного, over-the-top безумия на экране: скрещенные модели автомобилей, багги-дикобразы, изрисованные фрики, черепа на коробке передач и — мой любимый — закованный в цепи гитарист со стеной усилителей за спиной. Видеть такое и не улыбаться от крутости придуманного Миллером мира невозможно. Настоящий праздник скорости, громкости и эффектности.

безумный макс дорога ярости рецензия обзор андрей загудаев отвратительные мужики отзывы смотреть безумный макс«Дорога ярости» очень сильно отличается от унылых драматических боевиков «с дилеммой» и однообразного супергеройского цирка — никаких компромиссов, поблажек или взглядов в сторону, и уж точно никакого занудного морализаторства. Выдуманный мир жесток, и персонажи в нем действуют соответственно. Макс в первые секунды фильма задается вопросом, кто на самом деле сошел с ума: он или все остальные — но правда в том, что спятили все без исключения, только каждый по-своему. Какая-то человечность выветрилась из людей вместе со здоровьем (обитатели нового мира живут недолго и постоянно болеют), а редкие ее проявления обычно заканчиваются плохо.

Здешние герои очень редко пользуются тормозами — в основном для того, чтобы потом еще сильнее разогнаться и в кого-нибудь врезаться. Сам фильм пользуется аналогичной тактикой: редкие эпизоды тишины и диалогов здесь оттягивают наступление момента, когда на дороге опять начнется настоящий ад. В этом, кстати, кроется хорошая уловка: многие так рьяно стремятся разделить фильм на «экшн» (которого вроде как много) и «сюжет» (т.е. диалоги, которых вроде как мало), что не видят их постоянного переплетения. Персонажи говорят о себе своими действиями, а не словами — в этом мире болтовня не значит уже ничего, так какой смысл попусту тратить время? Да, это относительно простая и понятная история, но афоризм «все гениальное — просто» закрепился в культуре неспроста. Отказ от «рефлексии напоказ» — осознанное и похвальное решение режиссера.

Миллер идет наперекор принципам современного мейнстрим-кино даже в методе режиссуры: здесь много старомодных уходов в черное, резких наездов, ускорения движений и красивых склеек. Даже компьютерных эффектов здесь по-минимуму, что сегодня дело вообще неслыханное. Весь реквизит сделан вручную, автомобили — настоящие; все трюки выполняли 150 каскадеров. При этом «Безумный Макс» ни в коем случае не выглядит устаревшим фильмом 20-летней давности — все по высшему разряду.

В общем, мне очень хочется, чтобы «Дорога ярости» все-таки заработала космические суммы в прокате и тем самым показала всем актуальным режиссерам блокбастеров, как на самом деле нужно делать красивую, яркую, увлекательную, энергичную, смелую и самобытную фантастику.