В российский прокат вышел отвязный рукопашный экшн «Пацан против всех» про то, как глухонемой Билл Скарсгард беспощадно мстит за гибель семьи, (мысленно) болтает с бабочкой-ниндзя и свергает тиранию. Дмитрий Соколов рассказывает о самом абсурдном и драйвовом авторском боевике последних лет.
В огромном городе правит династия деспотов во главе с садисткой Хильдой Ван Дер Камп, которая раз в год проводит публичную казнь — для всеобщего устрашения и поддержания дисциплины. Во время одной из таких церемоний по приказу Хильды убивают семью маленького мальчика. Сам пацан, из-за травмы потерявший слух и речь, чудом выживает в джунглях, где его берет на воспитание Шаман — изгой и знаток боевых искусств. У него и его подопечного одна цель: отомстить Хильде и положить конец семейной тирании. После суровых тренировок повзрослевший Пацан наконец отправляется в логово деспотической династии, где безмолвного бойца ждет грандиозная битва.
«Пацан против всех» — это восхитительно наивный и безудержно кровавый экшн, вдохновленный эстетикой видеоигр, в котором хоть порой и недостает выверенного стиля, зато веселой бойни предостаточно. Пожалуй, со времен «Скотта Пилигрима против всех» мы не видели фильма, который настолько четко строится по логике видеоигры, при этом обыгрывая в сюжете множество элементов из битэмапов и файтингов. А видеоряд напоминает (словами режиссера Морица Мора) «экранизацию комикса без комикса»: кричащие цвета, гротескные персонажи, изобретательное насилие и поток уанлайнеров. Сочетание этих компонентов превращает «Пацана против всех» в психоделический боевик, напоминающий прохождение какой-нибудь Streets Of Rage под веществами. И поверьте, этот летсплей вы не забудете никогда!
Сценарий построен по логике классических битэмапов. В прологе нам показывают взросление Пацана, который проходит интенсивный курс тренировок тела и ума, регулярно сражаясь с Шаманом — это разминочный туториал. Далее Пацан отправляется в город, где решает пробраться в логово Ван Дер Коев. Дальше он переходит из локации в локацию, убивая почти всех на своем пути. В каждой локации его ждут не только толпы обычных врагов, но и «босс», для борьбы с которым придется напрячь все силы. (Разве что первого из них — горлопана-шоумена в исполнении Шарлто Копли — убивает соратник Пацана). Таких арен в фильме несколько: подземный комплекс сменяется огромным особняком (оцените бой с поварами на кухне!), потом будет телестудия, а затем, после краткой семейной интерлюдии, финальный забег по коридору, полному солдат и заключительная драка с главным злодеем.
В каждой локации вас ждет череда экшн-сцен разной степени дикости. Пацан бегает по стенам, эпично бьет ногами с разворота, скользит по полу, ловко сворачивает шеи, смачно ломает кости, подставляет врагов под пулемет и вообще ведет себя как ваш любимый герой боевиков эпохи VHS. За кадром при этом звучит разнообразная (иногда ОЧЕНЬ неожиданная) музыка, а иногда Пацан включает комментатора и объявляет: «Round Two!». Или: «Player Two Enter The Game!» (да, часть драк кооперативная, но здесь лучше не спойлерить). Хореография боев хоть и уступает «Джону Уику» или «Рейду», но явно сделана с глубочайшей любовью к жанру и бешеной энергией.
По мере развития сюжета степень сюрреализма в фильме нарастает, а Пацан превращается из желторотого юнца в закаленного боями воина, балансирующего на грани священного безумия. Пик психоделии — разборка на телестудии, когда показательная казнь врага династии Ван Дер Кой превращается в кровавый бунт в прямом эфире. Гигантский двуногий козел машет молотом направо и налево, морячки в фиолетовых кабуки-масках получают от Пацана мощные комбухи, а пират-маскот детской еды орудует двумя саблями, поднимая фонтаны крови. Бред? Да нет же, просто детская игра: вспомните, как в Double Dragon, Streets Of Rage или Final Fight перемежались обычные качки, мутанты, доминатрикс с электрокнутами и ниндзя-киборги, а боссом мог быть клоун с ручным кенгуру! (И кстати: игра Super Dragon Punch Force 3, в которую рубятся Пацан с сестрой, вполне реальная!).
Под стать экшн-сценам и персонажи — предельно схематичные, но яркие и моментально цепляющие стилем. Билл Скарсгард отлично вжился в роль безжалостного Пацана, который оставляет за собой реки крови и горы трупов, но нежно любит свою семью. При том, что Пацан глухонемой, он по факту болтает без умолку, и не только сам с собой (его «внутренний голос» озвучивает Джон Бенджамин — голос Арчера из одноименного мультсериала), но еще и с воображаемой подругой — своей младшей сестрой, одетой в костюм ниндзя-бабочки. Их перебранки добавляют динамики даже в редкие спокойные сцены, а в экшн-эпизодах помогают выкрутить контраст сарказма и суровости до предела. А вот диалоги ближайшего приятеля Пацана, бойца сопротивления Башо (Эндрю Кодзи — боец якудзы из «Быстрее пули»), зачастую отдают кринжатиной не лучшего качества. Еще один важный персонаж — Джун 27 (Джессика Рот из «Счастливого дня смерти»), наемница Ван Дер Коев, носящая на голове мотоциклетный шлем с бегущей строкой, а в боях размахивающая молотком.
К сожалению, есть в этой симфонии драйва и угара парочка фальшивых нот. Во-первых, многие шутки (особенно в начале фильма) кажутся не то чтобы плоскими, а скорее натужными, будто сценаристы пихали в текст все, что в голову взбредет. Да, иногда такой подход усиливает кринж-эффект, работая на общий стиль, но все же есть тонкая грань между удачной тупой шуткой и вымученным юмором. Во-вторых, даже с поправкой на веселое безумие, фильму порой недостает стиля в подаче отдельных сцен, как боевых (реже), так и драматических (заметно чаще). Дело не в том, что актерская команда переигрывает, чтобы добавить абсурда происходящему (это как раз нормально), а скорее в плохо прописанных диалогах, пестрящих кучей клише и теми самыми плохими шутками. К счастью, эти шероховатости постепенно сглаживаются за счет нарастающей динамики драк и перестрелок, так что под конец про них уже забываешь, попав в гипнотический поток эстетского насилия.
«Пацан против всех» — отличный кандидат на культовое кино, которое вряд ли соберет большие деньги в прокате, но безусловно займет свое теплое место в сердечке фанатов ретрогейминга и авторских боевиков. Да, кое-где фильм спотыкается, но общая атмосфера креативного насилия, галлюциногенного фестиваля и яростной веселости здесь пронизывает каждый кадр.