В прокат выходит очередной фильм брата и сестры Вачовски — стомиллионная фантастическая карусель с Милой Кунис и Ченнингом Татумом в главных ролях. Андрей Загудаев считает, что «Восхождение Юпитер» — далеко не лучшая работа экстравагантного тандема, но искренне завидует смелости режиссеров, которые продолжают на деньги голливудских продюсеров снимать свои безумные-безумные-безумные фильмы.

Некогда братья Вачовски — авторы одной из самых головокружительных и захватывающих голливудских карьер в истории. В конце прошлого века постановщики свели с ума весь мир — от шумной молодежи до современных философов — «Матрицей», мгновенно ставшей культовой лентой. Затем последовали два продолжения, принесшие постановщикам миллионы долларов и мировую славу. Казалось, в такой ситуации Вачовски должны были окончательно превратиться в голливудских студийных многостаночников, выпускать по предсказуемому блокбастеру раз в два-три года, увеличивая свой банковский счет. Но они, видимо, решили, что так будет слишком скучно. Карьера постановщиков сделала изящный кульбит и вместо того, чтобы снимать «кино для широкой аудитории», режиссеры, почувствовав творческую свободу, стали цыганить миллионы долларов на свои хулиганские и совершенно незабываемые проекты.

За марципановым, вопиюще идиотским «Спиди-гонщиком» последовал монструозный, местами такой же идиотский (но в какой-то степени гениальный) «Облачный атлас», которые Вачовски сняли вместе с немецким режиссером Томом Тыквером, и в котором Том Хэнкс играл сразу шесть ролей. В перерывах между собственными фильмами Вачовски помогали развивать безумные проекты боевого товарища Джеймса МакТига: написали сценарии к «V — значит вендетта» и выступили продюсерами в «Ниндзе-убийцы». Все, кто видел большинство вышеперечисленных картин, понимает масштаб творческого безрассудства двух талантливых режиссеров. Сейчас эта парочка снимает самые дурацкие, непредсказуемые, удивительные, гениальные, ужасные и прекрасные фильмы с ценником больше $100 млн. И «Восхождение Юпитер» идеально вписывается в современное портфолио знаменитых родственников.

JUPITER ASCENDING

Юпитер Джонс (Мила Кунис) родилась в Санкт-Петербурге, но живет в Чикаго. Ее отца убили еще до рождения девушки, и мать была вынуждена отправиться в США в поисках лучшей жизни. Повзрослев, Юпитер стала работать уборщицей — она ежедневно встает в 4:45 утра и с каждой трелью будильника искренне проклинает свою жизнь. Завести бойфренда в таком плотном графике у Юпитер, разумеется, тоже никак не получается. Жизнь героини меняется, когда на Землю прилетает накачанный мужчина с острыми ушами Кейн (Ченнинг Татум), который говорит ей, что она — наследница древнего инопланетного рода, и сразу же увозит девушку в космос.

В первые полчаса новой картины вообще непонятно, что происходит. Ощущение, будто вы попали в незнакомую страну без разговорника — герои бесперебойно сыпят названиями планет, рас, аббревиатурами космических учреждений, именами действующих лиц (тоже непростыми) и другой межгалактической информацией. Запомнить все это почти невозможно, понять — тем более, поэтому до какого-то момента «Восхождение Юпитер» производит впечатления дорогущей киноабракадабры.

Примерно к экватору Вачовски все-таки объясняют что к чему и оказывается, что перед нами — вполне себе понятная фантастическая история, больше всего похожая не на «Одиссею» или «Волшебника из страны Оз» (этими книгами Вачовски вдохновлялись, работая над сценарием), а скорее на «Алые паруса», но с космическими путешествиями и странным гримом. И если фигурная конструкция «Облачного атласа», которая состоит из шести новелл, связанных между собой какими-то непостижимыми силами, как нельзя лучше подходила взбалмошным Вачовски, то «Восхождение Юпитер» кажется слишком простой и скучной историей для таких затейников.

В такой ситуации Вачовски начинают издеваться над собственным сценарием. Каждая сцена фильма поставлена по принципу «а почему бы и нет» — гримеры регулярно меняют героям форму ушей, роль винтика в бюрократическом аппарате в одной из сцен исполняет Терри Гиллиам, космические порталы рисуются в стиле картин ван Гога, главный герой летает по Чикаго на специальных антигравитационных ботинках и так далее — список можно продолжать бесконечно. Вачовски ведут себя словно маленькие озорные сладкоежки, попавшие на кондитерскую фабрику. Или, например, как два непоседы-фантазера, взахлеб пересказывающие друг другу прочитанные за лето книжки. Сначала слушать этот сумбурный треск невозможно, но к концу рассказа от упоительной манеры и красноречивых жестов оторваться уже невозможно — хочется сесть и прочитать то же самое прямо сейчас. Ах да, нельзя не сказать, что «Восхождение Юпитера», кажется, первый фильм с таким производственным бюджетом, в котором вместо пластыря герои используют женские прокладки.

 

kinopoisk.ru

 

Сегодняшним Вачовски жизненно необходимо в своем творчестве опираться на основу, которая не уступала бы в безумии им самим. Несмотря на провал и занудный бубнеж критиков, «Облачный атлас» получился как минимум незаурядным фильмом, который вряд ли возможно забыть даже спустя несколько лет. «Юпитер», увы, не из таких — по сути это просто еще одна голливудская предсказуемая высокобюджетная картина, но поставленная двумя сумасшедшими. И если «Атлас» собрал хоть какую-то приличную прессу (как раз за счет того, что не все оказались занудами), то «Юпитер» ждет, как мне кажется, более незавидная участь. Для поклонников «Матрицы», которые уже много лет гундят и ждут «возвращения былого величия», фильм станет еще одним плевком в душу (как им до сих пор не объяснили, что Вачовски уже давно поехали головой, не пойму), все остальные просто пожмут плечом и пройдут мимо — для них подобные истории это «слишком».

С другой стороны, Вачовски уже давно, как бы не хотели профессиональные критики, ругающие фильмы творческой парочки за «неубедительную романтическую линию» и прочую лабуду, не встраиваются вообще ни в какую систему координат. Пока голливудская махина продолжает выпускать один академичный блокбастер за другим, брат и сестра как бы стоят в сторонке от всего и усмехаются — их фильмы можно назвать какими угодно, в диапазоне от «караула» до «о мой бог», но совершенно точно не скучными. Вот и «Восхождение Юпитер» как раз из таких. [6]