29 апреля 1985 вышел альбом Mr. Bad Guy — первая запись Фредди Меркьюри без других участников Queen. По случаю юбилея пластинки вспомним, как она звучала, как записывалась, что значила для Меркьюри и почему ее успех не стал концом для Queen.
Фредди Меркьюри — не первый участник Queen, выпустивший сольный альбом.
До сих пор часто можно встретить мнение, что желание выпустить сольник было для Меркьюри актом «ухода в сторону от группы». Дескать, он считал себя самым важным музыкантом в банде и на каком-то этапе подумал, что может справиться и один. Даже в байопике с Рами Малеком читался похожий сюжет. Сам Фредди считал иначе и мотивы у него были другие. К тому же, он был не первым из Queen, кто решил выпустить сольник.
Первым сольный альбом выпустил барабанщик Queen — Роджер Тейлор. Его психоделично-проговый диск Fun in Space вышел еще в 1981 году. Тейлор написал и исполнил в качестве вокалиста все песни. Еще до сольного дебюта Меркьюри он выпустил и второй альбом — Strange Frontier вышел в 1984 году. Обе пластинки отличные и сильно отличаются от всего, что Тейлор делал в составе группы. За год до этого Брайан Мэй вместе с Эдди Ван Халеном выпустил трехтрековый EP Star Fleet — еще и с Тейлором на бэках. Меркьюри против таких сайд-проектов не возражал.
Честно говоря, я уже давно считал, что нам всем стоит записать сольные альбомы. Мне кажется, любой из альбомов Queen — это четыре разных проекта в одном. Я всегда пишу свою порцию песен, Брайан — свою, Роджер и Джон — свои. Получается, что мы работаем бок о бок над четырьмя небольшими сольными проектами, а потом объединяем их вместе.
Для Меркьюри сольник стал возможностью попробовать себя в новых музыкальных направлениях и отдохнуть.
Меркьюри всегда стремился к величию и никогда этого не скрывал — и от сольника ожидал успеха не меньшего, чем от последнего на тот момент диска Queen. Но творчество для него все же было на первом месте. По его словам, время от времени Мэй не то чтобы критиковал некоторые его песни, но говорил: «Круто, но нужно добавить больше рок-н-ролла». А Меркьюри хотелось записать что-нибудь полегче, попробовать себя в диско и регги, сделать что-то оперное и оркестровое. Что и отразилось на музыке в Mr. Bad Guy. Это одиннадцать очень разных, но мощнейших хитов, созданных лично Меркьюри. Он же занимался аранжировками и играл на пианино и синтезаторе.
Другим важным мотиватором была рутина. Все музыканты Queen жили по графику любой большой группы: альбом, мировой тур, небольшая передышка — и по новой. Меркьюри месяцами каждый день играл одни и те же песни и сильно уставал от этого однообразия. По словам Фредди, иногда он так выматывался, что ему хотелось больше никогда не выходить на сцену. Так что сольник стал для Меркьюри перезагрузкой и отдыхом, но не уходом из группы. Более того, ему постоянно хотелось позвать на запись друзей по Queen, но он сдерживался:
Это ни в коем случае не подразумевало разрыв с Queen. Это было своеобразной отдушиной, я уже давно хотел сделать нечто подобное. Я хотел написать несколько песен, которые могли выйти под именем Фредди Меркьюри. Мне хотелось сделать вещи, которые бы не прошли в рамках группы. Несколько песен, которые мы не включили в альбомы Queen, вошли в мой сольный альбом, но это хорошие песни. Честно говоря, я бы хотел, чтобы вся группа играла на этом альбоме, но тогда это не был бы альбом Фредди Меркьюри.
Изначально для альбома планировались фиты с Майклом Джексоном и другими знаменитостями.
Меркьюри хотел, чтобы на альбоме в качестве гостей присутствовали самые большие музыканты того времени. Кого конкретно он хотел видеть — неизвестно, но одним из таких людей был Майкл Джексон. В 1982 году музыканты уже пытались записываться вместе, но дело как-то замялось. Не срослось и на этот раз.
Слухов, почему дрим-дуэт тогда так и не состоялся в полной мере — много. Сам Фредди называл главной проблемой время. Графики у обоих музыкантов были такие плотные, что ни тот, ни другой не могли выкроить время хотя бы на одну совместную запись. Меркьюри хотел записать с Джексоном песню There Must Be More To Life Than This. Ранее он уже показывал ее Майклу и она ему очень понравилась. Версия с голосом Майкла все же вышла в 2014 году на альбоме Queen Forever.
«Она ему очень понравилась, и, если бы получилось, мы бы сделали ее вместе. Но я не мог ждать, потому что хотел включить ее в этот альбом, так что пришлось обойтись без его участия. Он еще заплачет, когда услышит эту вещь!»
Альбом записывался с малоизвестными немецкими музыкантами. Во время записи Меркьюри много курил, чтобы изменить свой голос.
Меркьюри хотел, что в его вокале был особый, агрессивный напор. Поэтому он очень много курил, чтобы усилить хрипотцу в голосе. И план сработал! Отчасти из-за этого так хорошо звучат утяжеленные рок-версии песен с альбома, выпущенные позже.
Выбор не самых именитых (но при этом максимально профессиональных) музыкантов тоже не случаен — для Меркьюри было важно, чтобы с ним никто не спорил. И хотя в итоге запись растянулась аж на два года, позже он говорил, что по большей части работа шла быстрее, чем в составе Queen. Так, одну из ключевых песен альбома — Love Me Like There’s No Tomorrow — он написал всего за пять минут.
«Я посвятил этот альбом всем любителям кошек. К черту всех остальных!»
Изначально альбом назывался Made in Heaven, но Меркьюри от него отказался.
Пластинка получилась очень личной — все песни были о любви, одиночестве и прочих сильных переживаниях музыканта. Поэтому Меркьюри рассудил, что раз диск такой персональный, то и название должно быть соответствующим. Альбом в итоге получил название Mr. Bad Guy. Как говорил сам Фредди, плохой парень — это он, а почему плохой — ответ на альбоме. Объяснять дальше он не стал: Меркьюри всегда выступал за свободную интерпретацию его песен и отказывался разжевывать значение своих стихов.
Но первоначальное название все же не пропало. Так Queen назвали первый альбом, выпущенный после смерти Меркьюри. В таком ключе оно, конечно, обрело новый смысл.