Музыка пигмеев — это неожиданный и невероятный опыт. Она далеко не так примитивна, как видится с вершины стереотипов, но при этом на глубинном уровне понятна всякому. Слушая ее, натурально, можешь словить легкий транс и почувствовать себя этнографом, который нашел нечто фантастическое.
Пигмейская музыка вызывает странное ощущение: слушая ее, ловишь себя на мысли о том, что где-то это слышал. В ней чудится джазовый скэт, блюз и госпелы — словно вся черная поп-музыка музыка некогда вышла из этого племени. А еще в ней есть водяные барабаны, уникальная полиритмия, земляные арфы — полнейшая экзотика, такого больше нигде нет!
К примеру, вот знаменитые «водяные барабаны» пигмеев:
На самом деле, так называют не какой-то определенный инструмент, а просто воду. Пигмеи наловчились использовать поверхность реки как мембрану и, держа ладони определенным образом (чтобы получались воздушные карманы), извлекать из нее невероятные звуки.
А вот как это выглядит на деле. Кажется довольно безыскусным развлечением, но выглядит и звучит эффектно.
Есть такая легенда: однажды американский этнограф Колин Тернбулл (который в итоге и открыл музыку пигмеев миру) отправился на поиски экзотической музыки в Конго. Здешние племена банту славятся как весьма музыкальный народ. Послушав их, он пришел к выводу, что это действительно так. «Но это еще что! — сказали ему местные, — попробуй сходить к лесным людям, вот у них — музыка!».
Тернбулл отправился к селениям на опушку джунглей и послушал песни этого странного полукочевого народа. Они оказались просто потрясающими. «Но это еще что! — поделились с ним лесные люди, — ты лучше сходи к пигмеям, в самую чащу, вот у них — музыка!». Как и полагается в легендарной истории, этнограф последовал совету, преодолел множество опасностей, нашел племя пигмеев и обнаружил, что их музыка — настоящее сокровище.
А вот пигмейская арфа, которая выглядит как натянутый лук со струнами, но звучит гипнотически:
К сожалению, не удалось найти пример знаменитой «земляной арфы» пигмеев. Она делается так: в земле вырывается довольно большая яма, около полуметра в глубину, а над ней натягиваются струны на колышках. Играют на ней, ударяя по струнам палочками. Как она звучит — можно только фантазировать. Хотя, возможно, ее можно услышать на какой-то из записей.
Прекрасный пример пигмейского «йодля»:
Пигмейская музыка одновременно проста и сложна. Она полиритмична: каждый из присутствующих подпевает и подыгрывает. Для пигмея молчать, пока остальные поют — это как для нас прийти на вечеринку, не обмолвиться ни с кем ни единым словом и уйти.
Журналист и писатель Андрей Горохов, автор радиопередачи (и одноименной книги) «Музпросвет» так рассказывает о песнях пигмеев:
«В песнях пигмеев постоянно повторяется одна и та же ритмическая формула. Она является своего рода сеткой. Каждый из поющих точно знает, в каком месте он может вступить: каждая песня вовсе не состоит из одной мелодии, но, скорее, из набора взаимозаменяемых мелодических кирпичиков. Пигмеи очень внимательно слушают друг друга, уделяют много внимания окраске звука и всячески избегают петь в унисон: если в момент нового повторения цикла несколько человек чисто случайно попадают в унисон, они тут же начинают раздвигать свои голоса. Пение в унисон равнозначно просто молчанию».
Музыка пигмеев в естественной среде:
Обратите внимание на то, что для них это и способ коммуникации, и совместный транс и просто своего рода эмбиент — вроде как радио, под которое приятнее жить и работать (одновременно подпевая ему!).
А вот замечательная мини-лекция Станислава Дробышевского о пигмеях и готтентотах:
Отсюда вы узнаете, как пигмеи стали низкорослыми, почему некоторые исследователи выделяют их в отдельную расу, и почему пигмейские мужчины (если не брать их рост, конечно) зачастую выглядят более мужественными, чем окружающие их высокорослые народы.
Для тех, кто хочет послушать много и сразу, целый альбом. Возможно, самый лучший из тех, что можно найти в свободном доступе:
Все тот же этнограф Колин Тернбулл в своей книге The Forest People («Лесные люди») рассказывает о том, что у пигмеев есть музыка для своих и для чужих. Идя на охоту на окраину леса, где их могут услышать, они поют в одном стиле. Сидя в кругу семьи, в непролазных джунглях — в другом. Возвращаясь из «внешнего мира» домой — так, кочуя — эдак. Все очень ситуативно и ритуализировано. А еще многие их песни посвящены меду — для пигмеев это очень сексуальный образ — символ любви и гедонизма.