26 августа на PlayStation 4 выйдет Until Dawn — игра, которая претендует на то, чтобы стать точкой тесного соприкосновения игр и фильмов. Подобные заявки были и раньше (вспомнить хотя бы прогремевший несколько лет назад Heavy Rain), но примечательно, что в этот раз скрещивание игровой и кинематографической механик произойдет в рамках жанра ужасов. Поскольку по-настоящему страшного и интересного кино в этой категории с течением времени становится все меньше, есть ощущение, что Until Dawn станет попыткой найти новые формы для измельчавшего жанра.

В связи с этим стоит вспомнить, с чего все когда-то начиналось. «Отвратительные мужики» предлагают бросить взгляд в прошлое и вспомнить 10 фильмов, которые так или иначе определили современный облик жанра — с конца XIX столетия до начала XXI века.

«Замок дьявола», 1896
Самый первый

В январе 1896-го в Париже показали «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьоты», а в декабре того же года в том же Париже вышел фильм «Замок дьявола», который можно считать первым фильмом ужасов в истории. Хотя снят он был в явно ироничной манере (дьявол там корчит рожицы, и ему ассистируют привидения в белых балахонах), в этом трехминутном кино (по современным стандартам это скорее даже комедийный скетч) легко находятся почти все базовые черты хоррора — включая и те, которые благополучно живут и здравствуют в современных его вариантах.

«Голем — как он пришел в мир», 1920
Первый ремейк

голем фильм 1920 история хорроров лучшие фильмы ужасов 10 фильмов ужасов отвратительные мужики disgusting men

Одна из классических историй о чудовищах — сюжет о Големе, искусственном существе, которое выходит из-под контроля своего создателя — важна тем, что может считаться первым ремейком в истории жанра. В 1915-м в Германии вышел короткометражный фильм «Голем», режиссером которого был Пауль Вегенер, знаковая личность для европейского киноискусства того времени. Через 5 лет, будучи недовольным своей собственной работой, Вегенер переснял свою историю, постаравшись сделать ее больше похожей на историческую легенду.

«Кабинет доктора Калигари», 1920
Первый комикс

голем фильм 1920 история хорроров лучшие фильмы ужасов 10 фильмов ужасов отвратительные мужики disgusting men кабинет доктора калигари

Вероятно, главный хоррор-фильм первой четверти ХХ века — многие до сих пор считают его непревзойденным шедевром. Ключевой сюжетный поворот «Калигари» сам по себе породил бесчисленное множество фильмов самых разных жанровых оттенков — от «Ванильного неба» до «Матрицы». Но место режиссера Роберта Вине в истории обеспечено не столько тем, что он впервые изобрел модель «фильма-флэшбэка» (основной сюжет разворачивался в воспоминаниях главного героя, в то время как пролог и эпилог относились к настоящему) и ввел в историю, говоря современным языком, «твист», сколько мощнейшим (особенно по тем временам) визуальным рядом.

голем фильм 1920 история хорроров лучшие фильмы ужасов 10 фильмов ужасов отвратительные мужики disgusting men кабинет доктора калигари

Фильм был выдержан в традициях немецкого экспрессионизма: вместо реалистических декораций — неестественно изогнутые, острые и скошенные углы; нарушенные пропорции; обилие темных оттенков. Сейчас бы это назвали «комиксовым стилем», но крайне сомнительно, что «Город Грехов» (или «Кошмар перед Рождеством») вообще возникли бы в мире, где не было этого фильма.

«Ведьмы: колдовство сквозь века», 1922
Первый «документальный»

Сравнительно малоизвестный сейчас, но исторически очень важный фильм скандинавского производства. Снятый датским режиссером Беньямином Кристенсеном на шведские деньги, он представляет собой первый в истории mockumentary horror. Кристенсен использовал элементы документалистики и игрового кино в одном фильме, интегрировав их в рассказ о колдовстве как историческом и психологическом феномене. Фильм долгое время был запрещен (или серьезно цензурирован) во многих странах из-за того, что содержал многочисленные сцены казней, пыток и обнаженной натуры. Все последующие псевдодокументальные ленты (например, знаменитый «Ад каннибалов») так или иначе ведут свою родословную именно от этого фильма. Кстати, обратите внимание, что фирма-дистрибьютор всемирно известной «Ведьмы из Блэр» называется Haxan Films — и это не случайность.

«Дом восковых фигур», 1953
Первый трехмерный

голем фильм 1920 история хорроров лучшие фильмы ужасов 10 фильмов ужасов отвратительные мужики disgusting men кабинет доктора калигари дом восковых фигур смотреть онлайн

Этот фильм примечателен не сам по себе (хотя его и высоко оценили критики, и хорошо приняли зрители), но своим историческим контекстом. «Дом восковых фигур» был первым фильмом ужасов, снятым в 3D и выпущенным в широкий прокат крупной студией. Его появление вызвало первый в истории всплеск популярности 3D-фильмов (большая часть их, правда, была скорее научной фантастикой, чем хоррором), и оживил угасающую было карьеру Винсента Прайса — а также вывел в ранг знаменитостей Кэролин Джонс (Мортиша Адамс из оригинальной «Семейки Аддамс»).

«Подглядывающий Том», 1960
Первый слэшер

голем фильм 1920 история хорроров лучшие фильмы ужасов 10 фильмов ужасов отвратительные мужики disgusting men кабинет доктора калигари

Фильм, который наряду с хичкоковским «Психо» (вышедшим буквально через месяц-полтора) обычно относят к прародителям популярнейшего в рамках фильмов ужасов направления — слэшеров (все истории про Фредди Крюгера, Джейсона Вурхиза и Майкла Майерса и прочих маньяков-потрошителей). Снятый в Великобритании, фильм рассказывал о маньяке, который преследует и убивает женщин, одновременно снимая этот процесс на камеру. При этом — ключевой момент — в ряде сцен фильма использовался «вид из глаз», позволяющий зрителям почувствовать себя на месте маньяка-убийцы, разделывающего своих жертв. В картине было еще много интересного контента — от фрейдистских подтекстов до восприятия кинематографа как формы вуайеризма — но ее жанровое значение в том, что она проложила дорогу вышеназванным любителям холодного оружия и, в какой-то степени, повлияла на позднейшие ленты типа «Слендера» или «Маньяка» обращением к «виду от первого лица» как основному режиму просмотра.

«Кровавый пир», 1963
Первый отвратительный

голем фильм 1920 история хорроров лучшие фильмы ужасов 10 фильмов ужасов отвратительные мужики disgusting men кабинет доктора калигари кровавый пир

Малобюджетный хоррор про психопата, убивающего женщин, чтобы пихать куски их тел в свои обеды и совершать жертвы во имя богини Иштар, никогда бы здесь не оказался, если бы не одно важное обстоятельство. «Кровавый пир» был первой лентой, в которой упор был совершенно сознательно сделан на чисто шоковые измерения ужаса: на экране правили бал потрошение и расчленение, что, разумеется, вызвало строго отрицательные отзывы критиков, но зато привлекло широкие народные массы. Так что именно этот фильм можно с полным на то основанием считать родоначальником трэш-хоррора и «пыточного порно» во всех его разнообразных вариациях. Если вы любите «Хостел» и «Пилу», скажите за их появление спасибо Хершелу Гордону Льюису, человеку, который придумал перед началом своих фильмов выдавать зрителям рвотные мешочки.

«Челюсти», 1975
Первый хоррор-блокбастер

голем фильм 1920 история хорроров лучшие фильмы ужасов 10 фильмов ужасов отвратительные мужики disgusting men кабинет доктора калигари кровавый пир

Возможно, самый известный большинству современных зрителей фильм ужасов ХХ века в этом списке, знаменитый не только своим воздействием на жанр, но и на весь кинематограф в целом.

челюсти

Кино про обезумевших животных, конечно, снимали и раньше, но только после Стивена Спилберга оно превратилось в тренд, который стали эксплуатировать. Еще более важно, впрочем, не то, про что был фильм, а то, как он был сделан: избегая показывать монстра, Спилберг концентрировал внимание на постоянном поддержании напряжения в кадре, и заставлял зрителей скорее додумывать ужасы, чем наблюдать их на экране. Важно и то, что успех «Челюстей» показал, что хоррор потенциально способен быть прибыльным массовым жанром, охватывающим не только взрослую аудиторию.

«Крик», 1996
Первый самоироничный

голем фильм 1920 история хорроров лучшие фильмы ужасов 10 фильмов ужасов отвратительные мужики disgusting men кабинет доктора калигари кровавый пир крик

Главное, что привнес «Крик» в фильмы ужасов — постмодернистский подход к сюжету. Если раньше хоррор был в массе своей смертельно серьезен (даже когда речь шла о маньяках-зомби, которые режут чирлидерш направо и навлево уже десять серий подряд), допуская только черный юмор, то после «Крика» большинство успешных жанровых картин начали использовать саморефлексию в разных ее видах и иронию как главный сюжетный аттракцион. В конце 1990-х и начале 2000-х мировые экраны накрыла волна молодежных хорроров, подстегнувшая угасший было интерес аудитории к жанру: помимо сиквелов «Крика» вышли такие фильмы как «Городские легенды» или «Невеста Чаки» — все они так или иначе обыгрывали жанровые клише, скрещивая юмор и страх в новых сочетаниях. Уэс Крэйвен научил хоррор смеяться над собой, но при этом оставаться страшным: без этого умения современные фильмы ужасов невозможно себе представить.

«Хижина в лесу» (2012)
Первый последний

голем фильм 1920 история хорроров лучшие фильмы ужасов 10 фильмов ужасов отвратительные мужики disgusting men кабинет доктора калигари кровавый пир хижина в лесу

На первый взгляд «Хижина в лесу» не кажется чем-то выдающимся: неплохие кассовые сборы, массовое признание со стороны критиков, любопытный сюжет — но разве этого достаточно, чтобы претендовать на звание одного из столпов жанра? Нет. И тем не менее, «Хижина в лесу» — важнейший жанровый фильм последних 15 лет, потому что с ним (и в нем) происходит переформатирование хоррора. Похожую задачу брал на себя «Крик 4» за год до «Хижины», но там все ограничилось иронизированием над слэшэрами и ремейками. И если первый «Крик» в далеком 1996-м — начало деконструкции хоррора, то «Хижина в лесу» в 2012-м — ее конец. Это метафильм, в котором, как в коробке Лемаршана, найдется место всему, что наполняло жанр: от водяных до зомби, от пришельцев до Мертвых Японских Девочек — и все это множество сюжетов объединено в рамках единого космогонического мифа.


Где-то на этом пути хоррор перешел от расширения и дробления на поджанры к переосмыслению и повторению пройденного. В контексте нашего короткого исторического экскурса скорый выход Until Dawn видится как переходный момент: хоррор, смысловое пространство которого исчерпало себя, кажется, нашел новый источник роста — где-то на перекрестке между кинематографом и видеоигрой. Посмотрим, насколько глубока эта шахта.