Если ничего не знать о Viagra Boys, то по названию можно подумать, что это какой-то комедийный поп-панк в духе Vanilla Sky. На деле же это беспринципный, очень современный шведский постпанк, способный любому вернуть веру в этот закостеневший жанр. Но все же смешной. Звук у группы настолько «свой», что их даже сравнивать ни с кем не приходится.
Viagra Boys — это близкий русскому человеку постпанк.
В локальных русскоязычных постпанк-кругах жанр часто называют «поцпанком». Потому что депрессивно, темно, глубоко, но так по-пацански. Неудивительно, что у нас направление сильно ушло в сторону «пролетарской готики», в рамках которой молодые и не очень рабочие с чахлых региональных заводов вечерами изливают душу через лоу-фай и ревер. А Viagra Boys невольно поднимают эту концепцию на новый уровень — осовременивают ее и актуализируют для более сытой Европы.
И дело даже не в звуке. Viagra Boys — это группа приличных, но слегка уставших с виду мужчин, увлеченно и сосредоточенно играющих свою музыку. И при этом перед ними скачет Себастиан Мерфи — вокалист группы. Забитый татухами художник, сутулый и пузатенький, в спортивках «Адидас» и нелепых темных очках — он будто родился с похмельем. Мерфи выглядит как смесь хорошо нам знакомого «Васяна» и еще не совсем постаревшего «бати», выбежавшего за пивом в «Пятерочку». Этот контраст невозможно забыть и легко полюбить. Потому что протест тут, в первую очередь, против скуки теплой повседневности.
С другой стороны, Viagra Boys — еще и против патриархата и маскулинности.
Даже название группы — это отсылка к «роли мужиков в обществе, которую они просрали», как говорят сами музыканты. Но этого можно и не понять. В своих текстах Viagra Boys идут от обратного и не проповедуют все хорошее, а, скорее, гротескно рассказывают про все плохое. Или просто обычное, повседневное. Если вам покажется, что это и не ирония никакая, а Viagra Boys и правда панки-обрыганы, искренне воющие блюзом о том, что им не нужны бабы — пожалуйста, если это поможет вам полюбить группу.
А для примера лирики группы — четыре любимые строчки из открывающей альбом Welfare Jazz песни Ain’t Nice: «Ты не очень, но у тебя приятное лицо // Надеюсь, я смогу уместить весь мой хлам у тебя в квартире // У меня есть коллекция винтажных калькуляторов // Если тебе это не нравится — увидимся в другой раз». Иногда группа и вовсе напоминает Bloodhound Gang нашего времени — они настолько же сумасшедшие и «эджи» в своих темах, но как-то держатся в рамках приличия, диктуемого современным обществом, благодаря чему собирают миллионы просмотров на своих клипах.
Но в смысл песен Viagra Boys можно и не вникать — они просто круто звучат.
Группа на сцене с 2015 года, а Welfare Jazz — уже второй полноформатный альбом Viagra Boys. И в отличие от дебютного Street Worms, вдохновлен он не классическим постпанк-звуком (очень условно), а кантри, блюзом и вообще американским фолком. Отразилось это не только на аранжировках, но и на вокале Себастиана, который тут не только привычно рычит в микрофон, но и заливается то как рокер из 50-х, то как Джонни Кэш. При этом группа все еще бьет ревером и олдовыми клавишами, а также имеет в составе саксофониста, который любой песни добавляет нотки авангардного фри-джаза. Микс, который стоит послушать хотя бы раз, но я уверен, что вы в него влюбитесь.
А еще Viagra Boys часто называют лучшей лайв-группой Европы — и не просто так.
На сцене они всегда выкладываются как в последний раз. Рвут струны и голоса, танцуют, дурачатся, дрыгаются и катаются по сцене. Невозможно описать, почему это одновременно и смешно, и круто. И еще тяжелее объяснить, как все это гармонично склеивается — получается что-то среднее между танцами Йена Кертиса, выходками панков из 70-х и все тем же «батей», который бахнул пива и полез на сцену.
В эпоху пандемии читать такое грустно, но вечно взаперти мы сидеть не будем — и когда-нибудь двинем на бешеное шоу Viagra Boys.