Группа Korn существует уже почти 30 лет, и за все это время в ней поменялся лишь один участник. Столько лет играть в одной компании — то еще испытание для любого творческого человека. Поэтому за эти годы почти каждый участник Korn поучаствовал в сторонних проектах или записал сольник. Обо всех и расскажем.
Исключение всего одно — мы не будем говорить про группы оригинального барабанщика Korn Дэвида Сильверии, так как пока он играл в Korn, сторонних проектов у него не было.
Брайан «Хэд» Уэлч: сольные альбомы и проект Love and Death
В 2005 году бессменный гитарист Korn Брайан «Хэд» Уэлч решил покинуть группу. Он заявил, что ему было откровение и он обрел Иисуса Христа. Греховную жизнь с наркотиками и алкоголем он решил оставить позади. В том же году Уэлч даже прошел обряд крещения — все было серьезно. После этого значительную часть времени он проводил, понося вокалиста Korn Джонатана Дэвиса в многочисленных интервью (Дэвис отвечал тем же), — а также работал над сольной музыкой.
«Когда я стал богатым и популярным, я думал, что это удовлетворит меня, но я чувствовал большую пустоту, мне чего-то не хватало. Мое сердце было сломлено, я не мог найти то, что я искал. Когда я встретил Бога, Он был как ключ, который открыл мое сердце, чтобы я понял жизнь» — Брайан Уэлч.
Официально его первым альбомом стал диск Save Me from Myself, вышедший в 2008 году, но до него в Сеть постоянно утекали ранние демки Хэда. Услышать их можно на компиляции Into The Light — The Testimony и внимания они стоят. Это преимущественно инструментальные, сырые и очень мрачные композиции — звучат они так, будто Уэлч саундтрек для Silent Hill или Resident Evil писал. Но есть в этом и что-то от Linkin Park из 90-х, и от Deftones.
Полноценный дебютник Save Me from Myself оказался менее экспериментальным, зато на нем начал раскрываться вокал Хэда. И если его крики мы и так постоянно слышали в Korn на бэках (без них невозможно представить легендарную Ball Tongue), то чистое пение заценили впервые. Впрочем, оказалось, что в целом Хэд поет очень похоже на Дэвиса — и для фанатов Korn это, скорее, плюс. Уэлч сразу заявил, что не рассчитывает на большой успех сольника, однако его дебютный альбом реально хорош и достоин внимания даже сегодня. Звучит он как смесь сырого ню-метала из конца 90-х, замедленного звука Korn и готики с атмосферными синтами (а местами — и церковным хором). Местами кажется, что это продолжение саундтрека «Королевы проклятых». А местами диск звучит почти как блэк-метал, только поется в песнях о покаянии и спасении — вторая половина диска, правда, чуть «повеселее».
Love and Death — прямое продолжение сольного творчества Уэлча.
В какой-то момент Уэлч просто собрал в полноценную группу концертный состав, с которым играл сольный материал. Примечательно, что за ударными в первом составе Love and Death сидел Дэн Джонсон, который позже начнет барабанить еще и в Red — а это одна из самых известных христианских рок-групп.
Дебютник Love and Death — Between Here & Lost вышел в 2013 году. В сравнении с первым сольником Уэлча звук заметно изменился. Теперь Уэлч вплотную подошел к звучанию Korn времен Take A Look in the Mirror, но причесал его, добавил металкорных эпизодов и максимально попсовых припевов. И ровно так же звучал разогревающий мини-альбом Chemicals, который группа выпустила за год до этого — в 2012-м. В том же году бог велел Уэлчу вернуться в Korn (если верить словам самого Хэда) и он принес прогрессивность Love and Death с собой — сильнее всего она слышна на альбоме группы The Nothing.
Between Here & Lost — не культовый, но хороший альбом, который неплохо состарился. На нем хватает цепких хитов и мощных риффов, которым даже Korn позавидуют — треки Meltdown и My Disaster лучшие тому примеры. К тому же Уэлч еще лучше раскрылся как вокалист. Многие фанаты вообще ставят дебютник Love and Death выше вышедшего в том же году The Paradigm Shift от Korn.
Второй альбом — Perfectly Preserved — группа выпустила лишь в 2021 году. В целом банда продолжила развивать звук, заложенный еще восемь лет назад, сильнее завернув его в сторону металкора. На новый альбом сильно повлиял и новый басист группы — Джейсен Рауч, с 2014 года играющий на гитаре в Breaking Benjamin. Его вклад и раньше был заметен в творчестве Love and Death — именно Джейсен продюсировал дебютник проекта. Но теперь он вложился еще сильнее, так что в песнях группы появилось что-то и от Breaking Benjamin.
Сам диск получился приятным, но неровным. Редкие песни на нем можно полюбить целиком. Тяжелые партии альбома — самые удачные, риффы просто сносят голову, а вокал Уэлча стал еще лучше и радует не меньше криков Дэвиса в Korn. Но попсовые секции между пробивными риффами и яростью — частенько филлер, который, скорее, терпишь. Ну а центр тяжести диска — Affliction. Вот она гармонична и в своей попсовости, и в тяжести.
«Я чувствую, что в этот уникальный момент времени наш мир больше всего нуждается в реальных историях о преодолении и борьбе. Это честные песни, написанные нашей группой друзей в соавторстве и посвященные депрессии и психическому здоровью, сложным отношениям, травмам, одиночеству и связанным с ними проблемам» — Брайан Уэлч об альбоме Perfectly Preserved
Fear and the Nervous System — супергруппа и сольный проект второго гитариста Korn Джеймса «Манки» Шаффера
Cольный материал Шаффер начал писать в 2008 году, чтобы отвлечься от потери отца. Манки удалось затащить в группу по-настоящему именитых музыкантов — за ударные сел Брукс Вакерман из Bad Religion, а роль басиста занял Билли Гулд из Faith No More. Также участие в проекте принял Зак Бэрд, исполнявший в то время роль турового клавишника Korn. Изначально Манки собирался сам исполнить вокальные партии, но все же решил, что он в этом недостаточно хорош — хотя его пение хвалил сам Джонатан Дэвис! В итоге вокалистом стал Стив Кроликовски из The Main Frame.
«На самом деле как таковой группы не было. Я просто пошел в студию и сказал, что собираюсь записать альбом в свободное время, на свои деньги и с музыкантами, которых я хочу. Вот и всё» — Джеймс Шаффер
Единственный альбом — одноименный — группа выпустила в 2012 году. Отголоски Korn на нем можно услышать — особенно в треке Chinatown и экстрим-вокале Стива, но по-большей части материал вышел максимально самобытным. Жанр пластинки сложно описать, поэтому чаще всего на него вешают тег арт-рок. Это размеренная, тяжелая, гудящая и очень кинематографичная запись с поэтичными текстами. Местами уходящая в индастриал-метал, местами в легкий стонер в духе Queens of the Stone Age, а местами вообще в сторону Tool.
Сам Манки говорил, что многие песни вдохновлены кинематографом, особенно сюрреализмом Дэвида Линча и старым триллером «Подглядывающий» Майкла Пауэлла. Но значительную часть атмосферы альбома делает эмоциональный, надрывной вокал Кроликовски — так что не зря Манки уступил ему место. Жаль, что диск прошел почти незамеченным — его обложка, нарисованная гитаристом Limp Bizkit Уэсом Борландом, известна куда лучше, чем сами песни. Но Fear and the Nervous System достойны внимания.
$UICIDEBOY$ & Travis Barker — Live Fast, Die Whenever: хип-хоп с гитарой Манки
Live Fast, Die Whenever — это шеститрековый EP-релиз, вышедший в 2019 году. Треки на нем — мрачный «сатанинский» рэп с перегруженными басами и скримом в стиле Ghostemane, да и самих $UICIDEBOY$. Примечателен альбом тем, что в трех треках из шести за грязную гремящую гитару отвечает как раз Манки из Korn. Впрочем, группа всегда крутилась рядом с хип-хопом.
Реджинальд «Филди» Арвизу: два очень разных сольника — и «уличный метал»
Легендарный басист Korn выпустил два сольника. Первый назывался Rock’n Roll Gangster и был выпущен под именем Fieldy’s Dreams еще в 2002 году. Идея была интересная: рэп-альбом, для которого Филди сочинил и тексты, и биты, да и зачитал почти всё сам. Получилось не то что плохо — скорее, смешно. Филди звучит так, будто неумело пародирует рэперов, пытаясь походить одновременно на Снуп Дога и Эминема — и голосом, и рифмами. Биты соответствующие. В итоге неиронично можно слушать только трек Just for Now, записанный вместе с Джонатаном Дэвисом.
«Я думаю, если фанат Korn купит этот диск, он, вероятно, будет немного разочарован. Люди наверняка ждут, что это что-то похожее на Korn, но это не так» — Реджинальд Арвизу
Второй сольник Bassically — под именем Fieldy — Реджинальд выпустил в 2017 году. И на сей раз на записи он делает то, что у него получается лучше всего — играет на басу. Иногда на пластинке можно услышать вокализы Дэвиса, гитару Уэлча и ударные барабанщика Korn Рея Лузье, но бас всегда в центре. У альбома есть сильные моменты — все-таки агрессивный, сочный слэп в исполнении Филди слушать приятно. К тому же местами треки напоминают о Лесе Клейпуле из Primus. Но виртуозных партий на альбоме почти нет и большую часть времени он звучит пустовато, хоть и с претензией на джазовость. Еще и продакшен такой, что все сливается в кашу. Больше похоже на сборник демок, но, возможно, в сырости и пустоте пластинке весь смысл.
«Это басовый альбом, который вобрал в себя девять последних лет моей гастрольной жизни и был записан при помощи большого количества особых бас-гитар. В проект вошли записи, которые я сделал в гримерках, гастрольных автобусах и других уникальных местах, играя на бас-гитарах, таких же малоизвестных, как эти места. Это смесь фанка, фьюжна и рока» — Реджинальд Арвизу
Группа Stillwell фактически основана рэпером Энтони Q-Unique Куилсом, известным по хип-хоп группе Arsonists.
С собой в банду он затащил барабанщика P.O.D. Ноя Бернардо и, собственно, Филди. Причем басист Korn изначально занял в группе роль гитариста, а на бас позвали Пабло «Спайдера» Сильву. Проект сложился еще в 2006 году и его участники сразу начали хайпить, тизеря будущий альбом на YouTube и обещая показать всем настоящий «уличный метал». Жанр подразумевал гитары в пониженном строе, экспериментальные грязные партии и смесь ню-метала с классическим роком. Диск все не выходил, а в конце десятых банда вообще куда-то исчезла. Однако в 2011 они все же вернулись и выпустили дебютник — Dirtbag.
Концепцию «уличного метала» музыканты и вправду реализовали. Почти все треки по-хорошему грязные и действительно замешивают в себе все, что обещает жанр. К тому же Q-Unique показал себя отличным рок-вокалистом, способным вести плавающие мелодии звонким расщеплением. Во многих треках его голос обработан и заглублен в микс, что сегодня приятно напоминает о Zeal & Ardor. Ну а максимальная мощь диска — в трех закрывающих треках, в которых Q-Unique вспоминает о том, что он рэпер. Звучат они как ранний андеграундный рэпкор из начала девяностых — это и в 2011 пробивало на ностальгию, а уж сейчас и подавно. Альбом хоть и на любителя, но внимания достоин — звук на нем уникальный.
«Мы записывали альбом в течение нескольких лет, и фактически делали это в разных уголках Земли — от России до Греции. Филди записывал свои на ходу, присылал их по почте Ною, он что-то там обрабатывал и высылал мне, я что-то напевал и переправлял обратно Филди. А он опять что-то мог поменять и все повторялось по кругу, такой вот цикл. Альбом писался в автобусах и самолетах, в номерах отелей и туалетах, на кораблях — везде» — Q-Unique
В 2015 году группа выпустила второй альбом — Raise It Up. С ним банде помогал продюсер Крис Кольер, известный по своей работе с Prong. Он помог музыкантам записать более цельную, профессиональную пластинку — сами участники прямо говорят, что этого они и хотели. На втором диске всего поровну — и жесткого ню-метала с рэпом, и рок-соляков. Звук при этом максимально прилизан, а некоторые припевы будто для стадионов написаны. Это уже не андеграунд, а вполне себе коммерческая рок-запись, по тяжести, правда, стоящая на грани с модерн-металом. Часть индивидуальности из-за прилизанности группа на альбоме потеряла. Но это все же очень хороший рок-альбом, который особенно зайдет фанатам P.O.D.
В 2020 году Stillwell выпустили третий альбом — Supernatural Miracle. Это самая качественная работа группы, но и самая безликая. Стадионный рок в стиле Shinedown — даже вокалом Q-Unique теперь максимально напоминает Брента Смита. Это и укол, и комплимент одновременно, потому что в техническом плане Брент поет великолепно и дотянуться до него просто. Перед записью этого диска в группе случились перестановки — Stillwell покинул басист и банда решила не искать замену. Вместо этого бас-гитару взял Филди, а Куилс теперь теперь совмещает роль гитариста и вокалиста. Возможно, поэтому диск лишен ярких, заедающих в голове риффов. Все звучит очень ровно, но почти ничего не запоминается — альбом просто проносится на фоне. Вернуться хочется только к треку Gasoline, который группа не просто так выпускала синглом. Зато банда достигла своей цели — она совсем не похожа на другие проекты ее участников.
«Я вспомнил о рок-музыке, которая меня вдохновляла — Oasis, Stone Temple Pilots и другие альтернативные группы из 90-х, на которых я вырос. Они были очень важны для меня и сформировали меня как автора текстов. Теперь я могу не прятаться за своим прошлым рэпера и быть тем, кем я являюсь сегодня» — Q-Unique
Рэй Лузье: проект KXM
Рэй Лузье — профессиональный барабанщик с музыкальным образованием. До 2001 года он даже преподавал. Карьеру он построил как сессионный и туровый музыкант. Ему довелось даже с легендарными Stone Temple Pilots побарабанить в их туре 2008 года. В Korn он тоже сначала попал как сессионщик, но покорил группу, когда на прослушивании оказалось, что он идеально выучил аж 30 песен банды, хотя требовалось отрепетировать всего пять. С 2007 года он — официальный участник Korn.
В 2013 году Рэй Лузье вписался в проект KXM. Кроме него в группе играет басист и вокалист Дуглас Пинник из King’s X и гитарист Джордж Линч из Lynch Mob. Одноименный дебютник трио KXM выпустило уже в 2014 году. Получился максимально классический, но бесконечно жирный и заряжающий хард-рок с щепоткой гранжа в стиле уже упомянутых Stone Temple Pilots, какими они были на альбоме 2010 года. Разве что баллада Never Stop смотрелась на пластинке чужеродно. В целом же вышло не экспериментально, но очень хорошо.
А вот на диске Scatterbrain группа в эксперименты все же нырнула. Свой хэви-звук троица утяжелила до металического уровня (частично благодаря перегруженному басу), а настроение подвинуло ближе к «крутому» южняку. При этом партии ударных и гитары местами ударились в сторону прогрессива — хитрые и ломаные, особенно в стартовом треке. Все на диске отлично, только более агрессивного вокала не хватает. Пинник поет хорошо поставленным чистым голосом, а душа во многих треках требует дикого рыка в стиле Texas Hippie Coalition. И ведь изредка Пинник его выдает — может, когда хочет!
По тому же вектору направился и альбом 2019 года Circle of Dolls. Только по пути он еще сильнее утяжелился, а местами и ускорился, из-за чего некоторые песни — War of Words в особенности — начали напоминать Motörhead. KXM стабильно хороши и про них нужно обязательно вспоминать, когда хочется бодрого и максимально громкого рока.
Джонатан Дэвис: сольник десятилетней выдержки и EDM
Вокалист и самый известный участник Korn Джонатан Дэвис начал выступать сольно еще в 2007 году — для этого он даже собрал полноценную группу Jonathan Davis and SFA. Однако до студийных альбомов дело тогда не дошло. Зато банда записала два концертных диска, на которых Дэвис исполнял песни Korn и размеренные ню-метал-треки из фильма «Королева проклятых». Джонатан и в написании песен участие принимал.
В то же время Дэвис начал работать и над самостоятельным сольным материалом. Примерно в 2008 году почти все песни для диска Black Labyrinth были сочинены и даже записаны на студии, но вышел альбом только в 2018 году. Сам Дэвис говорит, что так вышло из-за проблем с лейблом — руководство сменилось, планы тоже и песни Дэвиса просто повисли в неизвестности. Незадолго до выхода сольника Джонатан записал всего два новых трека. А одну песню он отдал на саундтрек в Silent Hill: Downpour.
Но несмотря на десятилетнюю выдержку, альбом получился достойный. Это чуть более легкая, но более киношная версия музыки Korn из середины нулевых. Но с яркой этникой, готикой и четким упором в восточные мотивы. Как вокалист Дэвис справился великолепно — но к его навыкам вопросов никогда и не было. Есть на пластинке и два больших хита — Basic Needs и What It Is, которые могут легко встать рядом с лучшими песнями Korn. В целом же Дэвис сам лаконично и понятно описал свой сольник:
«Я хотел сделать рок-альбом и просто включить в него этническую музыку и все виды готического дерьма, которое я делаю. Получилось прикольно» — Джонатан Дэвис
Джонатан Дэвис со школьных лет кроме вокала увлекается еще и диджеингом.
У него даже есть альтер эго для того, чтобы играть EDM — JDevil. Под этим именем Дэвис устраивает диджей-сеты и делает ремиксы. Но единственный альбом, в записи которого JDevil принял участие — это EP Sound Surgery 2012 года от группы Killbot, куда помимо Дэвиса входили диджеи Sluggo и Тайлер Блю. В целом получился нормальный, но не примечательный дабстеп. Выделился только финальный трек I’ll Fuck It. В него Дэвис замешал тяжелую гитару и свои рычащие вокализы — это забавно. Впрочем, подобное уже было на альбоме Korn — The Path of Totality.