C 15 апреля в прокате «Чернобыль» — фильм Данилы Козловского про крупнейшую в истории атомной энергетики аварию, подробности и последствия которой активно обсуждают до сих пор. Андрей Загудаев рассказывает, каким получился первый российский блокбастер на столь важную для российского зрителя тему, которую ранее блестяще отработал сериал HBO.
Алексей Карпушин (Данила Козловский) — привлекательный мужчина средних лет, работает в украинском городке Припять пожарным, но собирается переехать в Киев, поэтому уже сообщил коллегам об уходе. Перед отъездом он случайно встречает в парикмахерской свою давнюю любовь Олю (Оксана Акиньшина). Десять лет назад у них был бурный роман, но затем молодой человек исчез из её жизни. Несмотря на ошибки прошлого, Оля и Алексей проводят день вместе, а вечером он узнает, что у девушки есть десятилетний сын Леша, подозрительно похожий на него. Карпушин уже было решается загладить вину, но сначала ему мешает его несносный характер (он снова пропадет на несколько недель), а затем — катастрофа на четвертом энергоблоке Чернобыльской АЭС. Несмотря на увольнение из пожарной части, Карпушин отправляется к месту аварии, чтобы помочь в тушении пожара.

«Чернобыль» Козловского — не первый отечественный художественный фильм про катастрофу в Припяти. В 1990 году вышел пугающий своим реализмом «Распад» Михаила Беликова, четыре года спустя — фантасмагорический «Год собаки» Семена Арановича, который чуть не выиграл главный приз Берлинале-1994, а в 2011 — великолепный фильм Александра Миндадзе «В субботу». Но все эти картины принадлежат миру авторского кино: фильм Козловского, учитывая актерский состав, бюджет и интонацию — первый российский блокбастер об аварии на Чернобыльской АЗС.
«Чернобыль» уже на момент анонса был обречен на сравнение с небезызвестным сериалом HBO.
Они действительно в чем-то похожи: это попытка с размахом рассказать историю великой трагедии через судьбы обычных людей — и при этом непосредственных участников событий (впрочем, в фильме Козловского — выдуманных). Но если в сериале хватило времени и места для нескольких важных сюжетных линий, раскрывающих и бытовой, и исторический контекст катастрофы, в фильме линия одна — любовная история героев, на которую сваливаются, как обломки четвертого энергоблока, все новые и новые обстоятельства.
В этом кроются главные отличия между фильмом Козловского и сериалом: у HBO трагедия была многофигурным паззлом с десятками персонажей, рассмотренная с самых разных углов. Козловский выбирает другой путь: показать трагедию, используя лавстори как фильтр для собственного рассказа. В этом есть и плюсы, и минусы. С одной стороны, так можно увидеть, как мировая катастрофа непосредственно влияет на судьбы простых людей, с другой — сама авария остается несколько за скобками местной драмы. В некоторые моменты картине недостает баланса: авторы слишком увлекаются частным, забывая об общем, хотя эти составляющие должны работать друг с другом в унисон, как положено в блокбастере.
Для Данилы Козловского «Чернобыль» — вторая режиссерская работа в карьере после «Тренера».
При всей любви к футболу, они несравнимы; Чернобыль — куда более сложная тема. И у Козловского в силу нехватки опыта получается далеко не все. Фильму сильно не хватает исторических и бытовых связей, чтобы основная сюжетная линия заиграла всеми красками. Яркий пример такой нехватки — в самом начале, когда герои гуляют по Припяти до аварии, и зрителя довольно скупо знакомят с городом. За эти минуты просто не успеваешь толком почувствовать пространство, которое совсем скоро изменится до неузнаваемости — вплоть до полного опустения — а следовательно, осознать весь контраст между тем, что было до и после аварии. Это бы значительно усилило эффект утраты осязаемого мира вокруг героев.

Фокус на двух героях не то чтобы максимальный. Например, здесь есть чиновник из столицы, решающий вопросы по премиям ликвидаторам. Показывают и ученых со всего СССР, которые пытаются в кратчайшие сроки придумать план по тушению пожара на АЭС. Заметная часть фильма посвящена друзьям Алексея — ведь это те самые пожарные, которые первыми отправляются к месту аварии. Есть и врачи, которые принимают пострадавших в больницах на свой страх и риск. Все эти персонажи выполняют понятные функции, дополняя и усложняя центральный сюжет. Чиновник показывает отношение власти к трагедии, друзья-пожарные выступают тут брошенными на амбразуру жертвами случившегося, врачи — чуть ли не ангелами-хранителями, спасающими пострадавших в нечеловеческих условиях. Все это так, но кажется, Козловского не так сильно интересуют второстепенные герои, и зачастую им просто «не дают договорить»; россыпь этих персонажей так и не собирается в ансамбль. «Чернобыль» слишком сильно сосредоточен на своих главных героях, в то время как любой хорошей кинокатастрофе (см. хотя бы «Титаник») контекст играет очень важную роль — а соорудить его без проработки второстепенных персонажей (когда ты точно знаешь, что они есть и что они важны) практически невозможно.
Когда Козловский переходит непосредственно к показу подвигов ликвидаторов, в фильме появляется много сумбура. Разбор завалов и спасение людей показывают слишком хаотично — а главное, до безобразия блекло. Ксения Середа («Дылда», «Звоните ДиКаприо!», «Кислота») поразительно органично и даже поэтично снимает затянутую закатом Припять, саму катастрофу снаружи — но в темных тоннелях АЭС как будто теряется. От этого напряженная операция спасения выглядит, мягко говоря, не впечатляюще — герои скучно передвигаются по коридорам, несколько раз попадают в критические ситуации, но мы этого не чувствуем. Нет напряжения, запоминающихся моментов — только неразбериха и какой-то драматургический хаос. Возможно, и тут не хватает самой катастрофы: оставаясь надолго с персонажами в тоннелях АЭС, мы несколько теряем ориентиры масштаба аварии и всеобщего ужаса. Наверное, и в жизни было не все красиво и духоподъемно, но это все же кино. В единственном по-настоящему ярком эпизоде в недрах АЭС авторы немного отвлекаются от подвига ликвидаторов и получается один из самых мощных образов во всей картине — когда один из героев оказывается обезоружен и поражен красотой радиационного света под четвертым энергоблоком. В этом есть что-то от Терренса Малика и Тарковского, но на фоне всего остального эпизод выглядит сиротливо.

От недостаточного внимания к контексту трагедии страдает и основная сюжетная линия — история любви Оли и Алексея. Она тоже хаотична: в ней две кульминации, несколько переворотов и странная мысль в центре. Если разобрать по полочкам взаимоотношения двух главных героев, то окажется, что «Чернобыль» — это фильм про то, как нашему мужчине проще спасти мир, чем по-настоящему отдаться любви. Образ же Оли, раз за разом прощающей Алексея, тоже вполне традиционен для отечественной мифологии экранных взаимоотношений — сильной женщины, спасительницы семейного очага в любых обстоятельствах.
В финале, конечно, невозможно не переживать (или даже рыдать), но не потому, что создатели картины нажимают на нужные кнопки, а скорее по инерции.
Сейчас сложно найти человека, который не в курсе событий Чернобыля. Даже показывая ее столь же сумбурно и поверхностно, как это делает Козловский в отдельные моменты фильма, все равно почти невозможно сдержать эмоции.

«Чернобыль» Козловского вряд ли станет таким же народным хитом, как сериал HBO. Работа Крейга Мазина поражала сложной многокольцевой структурой, панорамой человеческих жизней и эмоций, великолепным ощущением трагедии и безжалостным приговором будущему. Пять серий нас подводили к простой, но страшной мысли, что ничего не изменилось, что мир все так же хрупок, как и 35 лет назад. К слову, коронавирусная пандемия только подтвердила тезисы, высказанные в сериале — и тем самым закрепила его актуальность на долгие годы.
У российского «Чернобыля» всего этого нет, но есть большие амбиции. Это не самое плохое кино по теме, но от блокбастера по мотивам такого важного эпизода в нашей истории хочется получить как минимум масштабно и добротно снятую, внятную историю. Со всем этим у «Чернобыля» Козловского есть определенные проблемы. Это фильм в равной степени выдающихся эпизодов и упущенных возможностей. Впечатляющий в бытовых сценах, почти тотально игнорирующий причины и следствия катастрофы, хаотичный в истории любви и совершенно неказистый в показе подвига ликвидаторов.
Но повторюсь: картину отчасти спасает сила чернобыльской трагедии. Несмотря на все многочисленные изъяны фильма, он справляется с главным — воспроизводит перед глазами зрителя один из самых страшных эпизодов в истории нашей страны. Никакими сложными сценарными конструкциями и нетвердой режиссурой невозможно вытравить из даже такой несовершенной ленты, как новый «Чернобыль», всю боль и страх человечества в те апрельские дни 35 лет назад. Они как будто автоматически проявляются в тканях любого произведения, посвященного страшной трагедии. И уже одна эта особенность делает «Чернобыль» Данилы Козловского заметно лучше, чем он есть на самом деле.


«блестяще отработал » какие же вы всё таки говноеды)))
https://uploads.disquscdn.com/images/4383f79caad0818fd2339c54ebf5eee47ace7b8b1e7a7069f41b05d59e554f93.jpg
А народ то прям тащился с этого говна.
Вот что реально страшно.
Прям сильно страшно, да?
Человек в ужасе, не мешайте))
Хорошие окна на последнем скрине, пластиковые)
Прям как у Нолана в «Дюнкерке».
Какое сравнение хорошее) впрочем, эти окна никуда от упоминания Нолана не денутся
Так и нолановские тоже никуда не денутся.
Лол, да, это все очень хорошо, но тут вроде не на Дюнкерк рецензия, нет?
«патриот», наверное
им всегда важнее, «чо там у соседей»
Да вроде и не пластиковые.
Ну, может и нет, но явно не совковые, периода 86го)
Британский сериал был о катастрофе и ответственности людей, а у нас как всегда — сопли и любоф на фоне катастрофы, которая по факту второй план уже. Куда же Козловский без соплей, аудитория не поймет.
Да, тут даже отсутствие тупейшей сцены с конфликтом шахтёров и министра не спасёт.
Чернобыль Козловского не смотрел и не собираюсь, но Мазинский Чернобыль абсолютно таким же образом выезжает на самом факте трагедии. Только ещё и приправляет всё это известно чем. Цена лжи у них там. Народный хит. Ха, тьфу.
Что за проблема с тезисом про цену лжи?
И что значит «Мазинский Чернобыль абсолютно таким же образом выезжает на самом факте трагедии»? Ну да сериал именно про это, рассказывает широкому зрители про аварию. В чем «выезд»-то?
Проблема в том, что в самом сериале навалено лжи не меньше, но её оценивают исключительно с восхищением.
По второму пункту что именно не ясно? У Андрея претензия в том, что фильм хорош только тем, что он про трагедию. Так же и у сериала, не в последнюю очередь.
Какие-то несоизмеримые вещи. Ложь, про которую говорит сериал — причина человеческих жертв и огромного урона государству. Неточности сериала, типа упавшего вертолёта и ящиков водки у ликвидаторов какой-то схожий эффект имели?
«Неточности», блять.
Ну да, неточности. А вы за этим какой-то жуткий план оболгать КПСС видите или что?
С консультантами в виде Алексиевич и какой-то майданутой хохлушки? Нет, что ты, ставилась цель быть максимально объективными. А все эти падающие вертолеты, шахтеры под дулами автоматов на фоне «Тульского моря» и выставление кончеными мразями множества достойных людей — это, конечно, незначительные неточности.
https://youtu.be/6HVM4n7Rc1U
Сурен Сейранович Цормудян конечно замечательный человек и талантливый прозаик (обожаю его цикл ВШНБ), но он в последние годы окончательно встал на сторону левого движения и всячески топит за СССР. У него хорошие ролики, многие замечания по сериалу верные, но он видит во всём этом только работу западной пропаганды, а не здравый смысл.
Я мож не в теме, но вертолет ведь действительно падал, при малость других обстоятельствах, но тем не менее.
Да, падал, но в другое время. Впрочем, для повествования в сериале это вообще неважно.
Ложь, про которую говорит сериал, можно делить на два, если не больше. А такие «неточности», которые не допущены, а сознательно вплетены в произведение имеют один эффект: ненависть к государству, которого уже 30 лет нет. Интересно зачем так делают? Почему совки всё им покоя не дают?
<<Почему совки всё им покоя не дают? Скорее у совков бомбит от того, что Советский Союз к концу своего существования обанкротился во всех смыслах. Едва не произошла катастрофа планетарного масштаба, действительно, что такого особенного?
Прямо сейчас японцы радиоактивную воду в океан сливают. С АЭС Фукусимы-1, которую строили по американскому проекту. И в которой аварийные генераторы, которые должны были после цунами питать систему охлаждения реакторов, располагались, сука, в подвале. Как думаешь, ХБО снимет об это кино? Или это другое? Норм «цена лжи»?
По масштабу и последствиям даже близко не сопоставимо. И почему-то у японцев хватает ума не орать о патриотизме и искажении правды, а быстро и оперативно устранять ошибки и расчищать пострадавшие районы.
Это потому что про них говнофильмов не снимают.
Ебать у тебя бомбит от того, что «Чернобыль» Данилы Козловского говно
Откуда такая информация по японцев?
Ну так пусть Мосфильм про Фукусиму снимет. Сорвёт покровы. Что мешает?
Или это другое?
правда ужасна:
сознательность неточностей и ненависть к совку существуют только в твоей голове
а на самом деле всем за пределами совка давным-давно на него насрать
Да некому твой советский союз нахер не здался. Только поехавшие любители госудрственной пропоганды считают что там было хорошо и бомбят о бесконечном вранье гнилого запада, если им показывают иное.
Ну как же, Дим Юрич и Клим Саныч расскажут про сахарный СССР и как было круто в Чернобыле.
Мозгов нет что бы понять, что есть принципиальная разница между «обелять СССР». И тем что бы реальных героев той аварии, людей совершавших подвиг, обливать грязью с ног до головы?
Сука, а вы ведь с нормальными людьми по улицам ходите, за руку с ними здоровайтесь.
Нечего на подвиги давить, ликвидаторы герои и в пресловутом сериале HBO они героями и показаны. Грязью их поливаешь только ты своим советским шапкозакидательством, поэтому тебе-то я точно руки не подам.
Это там где советские солдаты с мосинками, у крестьян коров расстреливали и водку жрали ящиками.
Вот давай ты пойдёшь поешь говна просто? Даже мараться общением с тобой не хочется.
Ты не охуел ли? Таким как ты только и остаётся что блох в сериале вылавливать да дрочить на советское прошлое, я не буду мешать.
Да ты давно его жрёшь, тоннами, а еще вываливаешь его везде- и на КГ, и здесь…
Сдохни уже, сделай мир чище, мразь.
Да не, бомбят только когда это самое показанное «иное» реально оказывается враньем. То есть, практически всегда.
Ох эти клятые америкнцы, демонизирующие благородный тоталетарный режим.
Хз почему это насколько-то там делить надо, если это банальная халатность была, которая имела разрушительные последствия. Но вот нереалистичные детали сериала — это дохуя важнее, согласен.
Да, потому что оказывают влияние здесь и сейчас.
А от самой катастрофы нет влияния здесь и сейчас? Случилось и случилось, забыли.
Понимаю, что ты хочешь сказать, имею схожую позицию, но таки несмотря на некоторые явно выдуманные и совершенно нереалистичные для отечественного зрителя моменты, сериал от HBO очень круто снят, очень круто передана атмосфера того времени, очень ответственно подошли к делу по части костюмов, создания обстановки. Да и в целом нет каких-то совсем уж критичных привнесений, которые совсем перевирали бы ситуацию. Для запада снято весьма правдоподобно и честно. Ненавистный мне момент с шахтёрами и министром можно отнести на разницу в менталитете,отсутствие полного понимания внутренней ситуации в СССР, изложение её именно в американском, немного клюквенном, пересказе для своих же соотечественников.
Чернобыль Козловского же по данном обзору даже не возникает желание смотреть. Мыльная опера, где историческое событие лишь сугубо фоновая декорация, не интересна. Сериал от HBO куда целостнее, многограннее.
Не спорю, но тут такой момент, что у меня в принципе не возникает желание смотреть отечественные фильмы.
Меня удивляет что люди видят в этом сериале только нападки СССР. Они там безусловно есть.
Но главное там лично для меня — прекрасно показанный подвиг ликвидаторов. Этот сериал воспевает граждан СССР, наших с вами родителей, друзей родителей, близких. Этот фильм — памятник им.
Эх, а вот сняли бы с.т.а.л.к.е.р.а, или пикник на обочине… И что бы как есть, без свежих взглядов…
Куда им, сирым и убогим. Лема не могут снять, ума не хватает, а Стругацких и подавно не осилят.
Очень тупо и досадно, что школа кино предполагает наличие любовных линий, но многим режиссёрам походу просто нечего о ней сказать, или они не знают, какая она может быть, чтобы о ней хотелось снимать. Будь то российское кино или западное — сегодняшние истории о любви (не говорим о чисто авторском кино) в большинстве своём какие-то мелкие, мелочные, бытовые, хз, они похожи на то, в чем люди обычно друг друга упрекают, когда расстаются. И то, что в сегодняшних фильмах называется любовными линиями, как по мне, на любовь и не похоже вовсе, а похоже на какую-то обречённую трагедию маленьких людей — поругались, в койке в тёплых тонах пошептались, ещё поругались, он дебил, она простила (хз как оно конкретно здесь снято, но, судя по статье, примерно так же). Почему-то это все вызывает некий сумбурный дискомфорт лично у меня. Это как если бы подвальные тараканы пытались снимать о светлой поверхности, никогда её в глаза не видевши — и, логично, переносили бы на неё весь свой мирок, и в их кино поверхность была бы такая же затхлая и холодная, но якобы при этом прекрасная. Сорян, если звучу как шизоид, но очень хочется знать, чувствует ли кто-то что-то похожее.
Да правильно все. Современные творцы — люди мелкие, неглубокие. И любовь снимают такую же.
Классная мысль.
очень согласен
если уж вносить любовную линию, то такую, чтоб как в «Настоящей любви»
«У российского «Чернобыля» всего этого нет, но есть большие амбиции»- собственно, это мог быть и весь обзор)))
эта особенность делает «Чернобыль» Данилы Козловского заметно лучше, чем он есть на самом деле
Хотя на самом деле он заметно хуже?
Я прям представляю, как они метались со сценарием – то неприглядно, про это нельзя, там засекречено, тут серьезные люди обидятся.
«Чо, может мыло тогда? Сопли, там, любовь?»
«А, давай!»
Чернобыльской АЗС. — опечатка
«на столь важную для российского зрителя тему, которую ранее блестяще отработал сериал HBO»
Дальше прямо и читать уже нет смысла :))))
Ща вам тут объяснят, что сериал «Чернобыль’ — это «антисоветчина, ложь и гнусная клевета проклатых пиндосов на весь совейский народ и идеологическая диверсия западных русофобов.»
А вот наш «Чернобыль» Козловского — шедевр и уникальная правда, «живите по правде».
Спасибо за хорошую рецензию, но смотреть это, конечно, не буду.