Кожаные ублюдки больше не нужны. По крайней мере, в законодательной власти — так считает больше половины опрошенных европейцев. Результат не то чтобы неожиданный: люди уже давно перестали безоговорочно доверять политикам. Однако любопытно, как распределились проценты по разным странам.
Исследование провели социологи из Центра управления изменениями университета Instituto de Empresa в Мадриде. Они опросили 2769 человек из 11 стран мира. Респондентам задали вопрос: как они отнесутся к сокращению числа парламентариев в своей стране и предоставлению этих мест ИИ. Обратите внимание, тут есть тонкий момент: речь не о полной отмене парламентов, а о замене какой-то части депутатов на искусственный интеллект. Причем вопрос имеет важное уточнение: ИИ получит доступ ко всем тем данным (даже секретным), которые есть у парламентариев.
51% всех опрошенных европейцев согласился с такой заменой. Причем особенно эта идея оказалась популярна в Испании, где ее поддержали 66% опрошенных. На втором месте оказалась Италия (59%), а на третьем — Эстония (56%).
Оскар Йонссон, научный директор Центра управления изменениями Instituto de Empresa, который возглавлял исследование, высказался по этому поводу: «Очевидно, вера в демократию как форму правления уменьшается уже на протяжении десятилетий». Он добавил, что результаты не так уж удивительны, «учитывая, сколько людей знают своего депутата, сколько людей знакомы с ним лично и сколько людей вообще в курсе, чем именно занимается их депутат».
Впрочем, не всем странам нравится идея передачи управления ИИ. В Великобритании 69% опрошенных оказались против. В Нидерландах число противников оказалось равно 56%, а в Германии — 54%. Любопытно сравнить эти данные со странами за пределами Европы: к примеру, 60% американцев высказались резко против. Но радикальнее всех оказались китайцы: среди них замену политиков алгоритмами поддержали 75% опрошенных.
Мнения также различаются в зависимости от поколения. Молодые респонденты оказались более открытыми для этой идеи. Более 60% европейцев в возрасте 25–34 лет и 56% в возрасте 34–44 лет поддержали ее. А вот среди респондентов старше 55 лет инициативу не посчитал хорошей практически никто.