грязный гарри клинт иствуд стивен сигал wargaming консультант игры отвратительные мужики disgusting men

Ровно полвека назад, 21 декабря 1971 года, на экраны вышел «Грязный Гарри», один из важнейших фильмов в карьере Клинта Иствуда и эталонный боевик 1970-х. За первой частью последовала вереница сиквелов, превративших мрачного копа Гарри Каллахана в одного из главных экшн-героев, наряду с Рэмбо, Безумным Максом или Джоном МакКлейном. В честь юбилейной даты Отвратительные мужики рассказывают вам о франшизе, превратившей Клинта Иствуда в легенду не только вестернов, но и полицейских боевиков.

«Грязный Гарри» (1971)

Гарри Каллахан — суровый полицейский из Сан-Франциско, без колебаний отстреливающий преступников направо и налево. Из-за своих жестоких методов он получает прозвище «Грязный Гарри», но плохая репутация его не очень беспокоит, как и трения с начальством, из-за которых Каллахан постоянно работает на грани увольнения. Но когда в городе объявляется маньяк-снайпер по кличке «Скорпион», мэр и шеф полиции в конце концов понимают, что лучший способ остановить одного зверя — натравить на него другого.

Первый фильм справедливо считается классикой полицейского боевика и даже спустя полвека смотрится на отлично. Помимо мощнейшей актерской игры Иствуда, причин тому несколько. Во-первых, режиссером здесь был Дон Сигел, голливудский ветеран, снявший немало знаковых фильмов (самая известная его работа — «Вторжение похитителей тел») и знающий толк в качественном экшне. Достаточно назвать хотя бы ярчайшую в фильме сцену похищения «Скорпионом» автобуса с детьми — снято мастерски, мощь видна через десятилетия. Во-вторых, проработанный сценарий, в котором сочетались экшн и детектив с вкраплениями драмы. 

Именно первый «Грязный Гарри» задал образец для бесчисленного множества последующих полицейских боевиков, обыгрывая классические ныне сюжетные повороты (типа динамики в паре «прожженный коп — неопытный новичок»). При этом, фильм был отчасти основан на реальных событиях: прототипом главного злодея был печально известный «Убийца Зодиак», действовавший в Сан-Франциско как раз в те годы. Наконец, масштабный кассовый успех и культовый статус фильма невозможно представить без влияния Клинта Иствуда: речь не только о его актерском таланте в рамках отдельно взятой роли, но и о том, что он создал канонический образ «крутого копа», на который с тех пор ориентировался едва ли не каждый актер, хоть раз сыгравший в полицейском экшне: от Брюса Уиллиса и Мэла Гибсона до Уилла Смита.

Коронная фраза «Ты должен задать себе один вопрос: повезет ли мне сегодня? Итак, повезет ли?» — ее часто ошибочно цитируют как «Повезет ли тебе сегодня, панк?».

«Высшая сила» (1973)

На улицах Сан-Франциско от рук неизвестных убийц один за другим начинают гибнуть воротилы преступного мира. Поначалу в полиции считают, что все дело в переделе сфер влияния, но когда за дело берется Гарри Каллахан, он выясняет, что дело куда серьезнее обычных бандитских разборок. Извилистое расследование приводит Грязного Гарри к столкновению с тайным сообществом копов-линчевателей, члены которого объявили охоту на преступников, ускользающих от правосудия.  

Второй фильм про Грязного Гарри, как и первый, немедленно вошел в золотой фонд полицейских боевиков. Здесь есть все, что сделало первую часть хитом — и еще немного больше. По части разнообразного и смачного экшна «Высшая сила», пожалуй, — самый лучший фильм во всей франшизе. При этом детективная линия здесь никуда не делась, хотя оформлена она теперь иначе: вместо поиска психопата-одиночки, жаждущего славы, Гарри теперь выслеживает хорошо законспирированную команду мстителей среди полицейских Сан-Франциско. А когда он, наконец, встретится с ними, то неожиданно для себя получит предложение стать частью этой «бригады смерти».

Сценаристы Джон Милиус («Конан-варвар») и Майкл Чимино («Охотник на оленей») сумели увязать в стройный сюжет сразу несколько тем, актуальных (и болезненных) для тогдашнего американского общества. Тут и всплеск преступности на фоне экономических неурядиц начала 1970-х, и проблема кризиса доверия к правоохранительной системе, и традиции виджиланте, восходящие еще ко временам Дикого Запада. Но все это богатство подтекстов никогда не заслоняет погонь и перестрелок, которые опытный режиссер Тед Пост («Вздерни их повыше», «Черные тигры») показывает во всей красе. Насилие здесь яркое, стильное и, само собой, зачастую избыточное. Но именно эта точно рассчитанная чрезмерность и превращает «Высшую силу» в эталон полицейского экшна.

Коронная фраза: «Человек должен знать свои пределы». Последняя реплика Гарри, сказанная перед титрами. Отсылает она к главному этическому конфликту, вокруг которого выстроен сюжет: так ли уж много различий у Каллахана с теми, против кого он борется? И где пролегает грань между скорым на расправу копом, презирающим проволочки и убийцей, зачищающим общество от преступников?

«Блюститель Закона» (1976)

На этот раз у Грязного Гарри неожиданные проблемы: из-за жестких методов при задержании преступников руководство не только отстраняет его от работы в убойном отделе, но и делает его напарником женщину, миловидную и неопытную брюнетку Кейт Мур. Такой расклад Гарри не очень одобряет, но деваться некуда: теперь двум очень разным полицейским придется объединить силы, чтобы остановить террористическую группировку, которая готовит похищение мэра Сан-Франциско.

Третья часть — самый необычный фильм во франшизе. Во-первых, это единственный фильм о Грязном Гарри, музыку к которому писал не Лало Шифрин (о саундтреке франшизы подробнее будет сказано ниже). Место композитора занял Джерри Филдинг, известный работами для экшн-триллеров вроде «Соломенных псов» и «Механика».

Во-вторых, это единственный фильм во франшизе, снятый режиссером-дебютантом — Джеймс Фарго позже сделал неплохую карьеру на ТВ, снимая сериалы, но и в кино тоже отметился, хотя его первая работа, вероятно, так и осталась его наиболее известным проектом. И, наконец, в-третьих, здесь больше легковесного юмора, чем в любом другом фильме про Гарри. Но источником комических ситуаций становится не столько тема «копа в юбке», сколько сам конфликт между опытным полицейским-мачо, у которого под ногами путается молодняк, и новичком, которого раздражает косность ветерана.

Как и в случае с первой частью, в основе сценария лежит актуальная проблематика: в начале 1970-х женщины в США добились отмены дискриминационных законов, ранее закрывавших им путь к занятию большинства значимых должностей в полицейской иерархии. Налет комедийности, однако, неплохо сбалансирован погонями и перестрелками, а под конец – и драматическими эпизодами.

Из современной эпохи, набитой пластиковыми блокбастерами с наскоро (и зачастую криво) прописанной «фем-повесткой» третий фильм про Грязного Гарри смотрится особенно свежо и забавно во многом из-за того, что в нем Клинт Иствуд демонстрирует отличную самоиронию, вскрывая ошибочность многих мачистских стереотипов о женщинах – и заодно показывая, что уверенная в себе женщина – не помеха мужской уверенности в собственных силах.

Коронная фраза: Suspect my ass!

«Внезапный удар» (1983)

После того как инспектор Каллахан в очередной раз переходит дорогу воротилам преступного мира Сан-Франциско, начальство от греха подальше отправляет Грязного Гарри в крошечный городок Сан-Пауло — расследовать загадочное убийство. Прибыв на место, Гарри, как водится, немедленно настраивает против себя местного шефа полиции, а еще обнаруживает, что в Сан-Пауло действует серийный убийца, с особой жестокостью отстреливающий мужчин. И вскоре становится ясно, что многие нити этих преступлений тянутся как раз к местному полицейскому начальству. Впрочем, все окажется несколько сложнее, чем кажется на первый взгляд.

«Блюститель Закона» должен был завершить трилогию о Грязном Гарри, но в начале 1980-х строптивый полицейский вернулся на экраны. Причем на этот раз режиссером стал сам Иствуд. И, надо сказать, фильм ему удался на славу: это превосходный микс триллера, экшна и детектива, завязкой напоминающей популярные в 1980-х эксплотейшны о женской мести. Нет, серьезно: когда еще вы могли увидеть в мейнстримном голливудском фильме (собравшем к тому же больше сотни миллионов баксов в прокате) женщину, которая методично отстреливает мужикам яйца, и которую выслеживает Клинт Иствуд?!

Впрочем, одной только этой сюжетной линией дело не исчерпывается. Перед тем как попасть в Сан-Пауло, Гарри успеет не раз поучаствовать в перестрелке с мафией, а уже в самом городке его уже будут поджидать киллеры от все тех же бандитов, плюс, разумеется, всякий мелкий криминалитет. Добавьте к этому погоню в горящем автомобиле и очень атмосферную финальную экшн-сцену на старой ярмарке — получите сферически идеальный экшн с Клинтом Иствудом. И его бульдогом.

Коронная фраза: Go ahead, make my day — произносится после утреннего кофе и ровно за секунду до того, как вышибить плохому парню мозги.

«Смертельный список» (1988)

Во время съемок очередного клипа от передоза умирает глэм-рокер Джонни Скверс (ранняя роль Джима Керри, косящего здесь под Эксла Роуза). Как выясняет Гарри Каллахан, то, что выглядит как несчастный случай, при ближайшем рассмотрении оказывается хитроумным убийством. Более того: это лишь начало, в Сан-Франциско открыт сезон охоты на знаменитостей, и Грязный Гарри должен выяснить, кто за всем этим стоит.

Последний фильм во франшизе — самый недооцененный, хотя по задумке и исполнению он крайне любопытен. Его режиссером был Бадди Ван Хорн, давний знакомый Иствуда (позже он снимет Клинта в «Розовом кадиллаке»), много лет работавший каскадером и координатором трюков. Этот опыт Ван Хорн отлично конвертировал в калейдоскоп ярких эпизодов. Чего стоит хотя бы погоня по улицам Сан-Франциско, когда автомобиль Гарри преследует игрушечная машинка на радиоуправлении (конечно же, начиненная взрывчаткой)! Или сюрреалистическая сцена ночного кошмара с участием парней из Guns’n’Roses?

И поверьте мне: вы вряд ли забудете финальный выстрел в фильме, когда Грязный Гарри палит по главному злодею из ГАРПУНА! Одного из главных подозреваемых, кстати, играет еще один маститый (а тогда молодой и малоизвестный) актер — Лиам Нисон.

Проще говоря, «Смертельный список» — это не только экшн, но и черная комедия, а также своего рода иронический эпилог франшизы. Зрители, правда, такой неортодоксальный подход не оценили: кассовые сборы пятой части были самыми низкими во всей серии, зато критики встретили его теплее, хоть многие и отмечали, что старина Гарри превратился в пусть удачную, но все же пародию на самого себя. Иствуд и сам это понимал, объявив о том, что этот фильм поставит точку в истории Гарри Каллахана. Так оно и случилось.

Коронная фраза: «Мнения — как дырка в заднице: у каждого есть хотя бы одна». Это, к слову, резюме инспектора Гарри Каллахана о журналистах и работе с общественностью.


Кстати, о музыке

Композитор почти всех частей франшизы — знаменитый Лало Шифрин, и его работа заслуживает отдельного упоминания. Послушайте хотя бы фирменную тему Гарри из самого первого фильма:

А вот здесь — она же, но в версии с вокалом, из четвертой части:

клинт иствуд