История одновременно печальная и умильная. Мексиканская полиция устроила перестрелку с местным наркокартелем. В итоге погибли несколько бандитов и одна мартышка. Обезьянка лежала на груди своего хозяина, обнимая его даже после смерти. На ней были подгузники и маленький бронежилет. А несколько дней спустя неизвестный мексиканский бард выпустил оду мартыхе, из которой мы узнали, что питомца звали Чанго, и по мнению автора тот был маленьким героем, которому уготовано место в раю.
14 июня недалеко от города Тескальтитлан состоялась перестрелка. Группа боевиков из картеля La Familia Michoacana напала на колонну полиции штата. Офицеры открыли ответный огонь и убили 10 человек, арестовали семерых и изъяли 20 винтовок AR-15, пять автомобилей и тактическое снаряжение. Кроме этого они нашли мертвую паукообразную обезьяну в бронежилете.
Мартышка заинтересовала СМИ, и пресс-службе генпрокуратуры пришлось разъяснить: «Предположительно, обезьяна была собственностью одного из преступников, погибших во время инцидента». А еще власти пообещали провести вскрытие тела обезьяны, чтобы установить причину смерти (хотя она, вроде как, очевидна).
Через несколько дней после перестрелки неизвестный бард из народа сочинил наркокорридо, посвященное обезьянке. Наркокорридо — жанр мексиканских од, в котором воспеваются благодетели наркокартелей, рассказывается о всевозможных героях банд, их приключениях, проданных под носом у гринго тоннах кокаина и прочей преступной романтике.
Текст оды пронзительный, словно Мексика потеряла национального героя, не меньше.
«Чангито, не твоя была очередь погибать. Кто-то украл твою историю, потому что ты пришел сюда, чтобы побеждать и блистать во многих вещах, — поется в песне. — Есть свидетели того, как его казнили, Чангито, маленькая обезьянка, не был злым, но не был и робким!».
Заключительные слова песни гласят: «Он на пути в рай, но он оставил нам свое наследие!».