В эпоху Воюющих Царств (V-III века до н. э) жил такой поэт — Цюй Юань. Он был аристократом и служил министром при дворе царства Чу. Но, как и в любой хорошей истории, в ней появился злодей. Некий конкурент оболгал Юаня, обвинив в предательстве. Его оправили в медвежий угол, деревню Сянлупин, где, кстати, до сих пор сохранился колодец, в который любил глядеть поэт. В один ужасный день Цюй Юань все же доказал, что не был предателем: когда войска вражеского царства Цинь заняли столицу родного Чу, он написал надрывную поэму «Плач о столице Ин». После этого он торжественно свел счеты с жизнью, бросившись в реку Ми Ло.
Местные жители, давно раскусившие, что присланный к ним ссыльный — человек в высшей степени положительный и приятный (а какие стихи пишет!). Бросились спасать дурака, но было поздно. Поиски продолжились и тогда, когда он уже был явно мертв: добродушные крестьяне не хотели отдавать речным демонам даже его тело. Они бросали в воду рис и завернутые в шелк вкусности, чтобы рыбы и драконы ели их, а не досточтимого поэта. Но все было тщетно. Тело не нашли, однако традиция жива по сей день. Китайцы и сейчас в определенный день в году гоняют по рекам на лодках с драконьими головами. Они ищут тело Цюй Юаня в водах. И хочется верить, что однажды найдут! Надо просто не терять надежду.
Позже китайский народ осенило, что сей вольно сбежавший из жизни был великим поэтом. В ссылке он написал от 5 до 25 произведений (смотря кому верить), которые произвели революцию в стихосложении. Он первым придумал, что стихи могут быть про красоту природы и женщин, про радости, горести и дружбу, а не прославлением пугающих предков или Желтого Императора. Великий историограф Сыма Цянь написал о поэте:
«Так как стремления Цюй Юаня чисты, то все вещи, о которых он говорит, благоухают. Так как деяния его были бескорыстны, то он предпочел смерть изгнанию. Его хотели втоптать в грязь, но он отряхнулся и вспорхнул над прахом, как мотылек. Никакая грязь не пристала к нему!».
А при чем здесь киберпанк?
Вдохновившись историей Цюй Юаня, лондонский художник Конг Хонг-чанг создал серию работ «Конгки: Воюющие Царства Киберпанка» (Конгки — это его псевдоним). В этих картинах он представил, что Цюй Юань-таки вернулся из небытия, как этого усердно, на протяжении двух тысячелетий, ждали китайцы. Правда, в отличие от Христа, восставший поэт предстает не вестником Апокалипсиса, а с удивлением изучает мир в эпоху киберпанка. Поднебесная сильно изменилась с тех пор, как он бросился в воды Ми Ло. Но миру все еще нужны поэты, даже если мир этот похож на технологически-психоделический трип и далек от эталона даосской естественности.
«Я спрашивал себя, что происходит, когда душа через 2000 лет выходит из-под воды — ищет ли она что-то новое? Возвращается ли в знакомые места? Поэзия Цюй Юаня имеет психоделическое, блуждающее качество, которое я пытался отразить в своем искусстве. Но я также хотел, чтобы мои картины отражали дезориентацию, а также надежду нашей эпохи», — рассказывает Конг Хонг-чанг.
Вообще, поэзия — это круто, она не исчезнет даже в эру киберпанка и нейросетей. И чем древнее и наивнее она, тем лучше: