Вместе с марвеловским «Дэдпулом» в российском прокате в этот четверг стартует главный фаворит оскаровской гонки — журналистская драма «В центре внимания». Фильм малоизвестного режиссера Тома Маккарти настолько нам понравился, что мы будем болеть именно за него (а еще за «Безумного Макса», конечно) на грядущей церемонии вручения «Оскаров».
США, конец прошлого века. В региональную газету Boston Globe приходит новый управляющий — тихий еврей в очечках Марти Бэрон (Лив Шрайбер). Он начинает с главного: переключает отдел расследований «В центре внимания» (Китон, Раффало, Макадамс и малоизвестный артист Д’Арси Джеймс) со второстепенной темы про хищения средств из городской казны на дело о католических священниках-педофилах, которых якобы выгораживал местный бостонский кардинал.
Подробнее зарывшись в тему, репортеры понимают, что наткнулись на журналистскую бомбу. По их прикидкам, подобные мерзости со стороны служителей католической церкви происходят не только в Бостоне, но и по всей стране.
История разоблачения католической церкви журналистами Boston Globe подробно расписана в той же «Википедии», поэтому тактично умолчим о деталях следствия. Впрочем, если вы все-таки наткнетесь на спойлеры перед походом в кино — не переживайте, ничего страшного в этом нет.
Как и почти в любом фильме по мотивам реальных событий, в картине «В центре внимания» главное — не результат борьбы «хороших» героев с «плохими», а все-таки процесс, а также детали. В работе журналистов, даже когда они занимаются самыми щекотливыми статьями и расследованиями, может и не быть ничего героического или неожиданного. Как бы нас не пытался убедить в обратном Голливуд.
Малоизвестный, но уже немолодой американский постановщик Томас Маккарти, которого российская публика может знать разве что по недавнему, простите, фильму «Сапожник» с Адамом Сендлером, это, разумеется, понимает лучше многих. «В центре внимания» — это классическое произведение в традиционном американском жанре «люди на работе».
Здесь нет фальшивого напряжения фильмов дороже $100 млн. или лихо закрученных поворотов сюжета (которых, в общем, не было и в реальной истории). Это неспешная, классическая разговорная драма, все обаяние которой держится на сценарии, потрясающей актерской игре (Макадамс лучше всех) и работе художников-постановщиков. Последним выскажем отдельный респект: пожалуй, со времен великого древнего фильма «Вся президентская рать», пожелтевшие перегородки опенспейса, помятые рубашки и исписанные журналистские блокноты не выглядели на большом экране так круто.
Как и почти в любой хорошей картине, основанной на реальных событиях, «В центре внимания» пытается сказать чуть больше, чем кажется на первый взгляд. До какого-то момента в фильме пережевываются уже знакомые по другим подобным фильмам аксиомы: мир — говно, власть развращает, а журналистика, несмотря ни на что, остается одним из важнейших институтов современной жизни. Однако если бы Маккарти не пошел дальше этих банальностей, грош цена была бы его фильму. Ближе к финалу ему все-таки удается найти неожиданный ракурс и заставить зрителя взглянуть совершенно по-новому на историю журналистов Boston Globe.
Одним сценарным штрихом Маккарти превращает «В центре внимания» из фильма про умелых репортеров и ущербность институтов власти, в картину о последствиях человеческой (да и профессиональной тоже) ошибки, которая в отдельных ситуациях может стоит куда больше, чем даже «подвиги» самого неутомимого маньяка. Маккарти прямым текстом проговаривает это, но не драматизирует и дает своим героям шанс на исправление. Поэтому никакой напускной беспросветности в фильме нет. И это, в общем, тоже по-человечески — в конце концов, и в реальной жизни все закончилось более-менее хорошо.
«В центре внимания» — блистательный пример умного, но не интеллектуального голливудского кино. Это фильм про людей, которые на своей работе действительно могут повлиять на что-то в окружающем их мире. А это, если задуматься, уникальная для современности ситуация. Конечно, особенно в сегодняшней России, фильм Маккарти смотрится слишком идеалистическим и неправдоподобным, но что поделать — в такое время живем.