Лучшее, чем можно заняться летом — пить дешевое пиво, гонять на монструозном автомобиле и катать на нем легкодоступных девчонок из пригорода. Причем прямо на капоте! Собственно говоря, этим и занимаются пацаны из шведской субкультуры Raggare — буквально «оборванцы». Причастных к нему легко узнать по машинам. В идеале это старые американские автомобили, которые выглядят так, словно они двадцать лет гнили на заднем дворе, а потом их слегка подлатали подростки, которые решили втайне от взрослых гонять по району.
Откуда взялись Raggare
Вообще, у раггаре очень простая суть: никакой особой философии, никакой глубины, лишь честное желание гонять на шумных обшарпанных тачках, цеплять девчонок и слушать рок-н-ролл. Но предыстория показательная: во Время Второй мировой Швеция осталась в нейтралитете, а поэтому, в отличие от остальной Европы, осталась невредимой и с нормальной экономикой.
Пока остальной континент отстраивал разрушенное, шведы развивались. Простые работяги здесь могли позволить себе вещи, которые для остальной Европы казались немыслимыми. Например, огромные, чудовищно прожорливые и выпендрежные американские автомобили.
Сначала поток американских «Понтиаков» и «Кадиллаков» был не особо большим, и на них катались мажоры, которые цепляли с их помощью девчонок. В какой-то момент в самих же Штатах начала резко падать популярность «истинно-американских» автомобилей. Их начали массово сбывать за рубеж, особенно во время топливного кризиса 70-х… И теперь почти любой шведский парень из среднего класса мог позволить себе тачку мечты.
Скандинавские пацаны смотрели на Запад и отчаянно копировали гризеров (тут особенно помогали фильмы вроде «Американского граффити»). Гризеры тоже гоняли на подобных тачках, тюнинговали их, слушали рок-н-ролл, дрались, бунтовали против общества, прилизывали волосы бриолином и, конечно же, мнили себя мачо. Копирование было почти слепым, а от того комичным. Так появились рагарре.
Погромы, банды и «Коктейли Молотова»: как развлекались «оборванцы»
Raggare не зря переводится как «оборванцы». Насмотревшись на гризеров, они переняли многие их нарочито худшие черты: любовь к дракам и издевкам над прохожими, пьяную езду и стычки с полицией. Фактически, многие из них превратились в молодежные банды. Самая известная из них — «Road Devils», созданная в конце 1950-х Боссе Сандбергом по прозвищу «Гамен». Название шайки произошло от фильма 1957 года «Битва хот-родов» , в котором фигурировала банда с таким же названием. «Дорожные Дьяволы» получили широкую огласку в прессе.
Позже они прославились массовыми избиениями хиппи и панков. Неудивительно, что в шведском панк-роке упоминаний раггаре несчетное множество: они были главными врагами, всеобщим пугалом, объектом неформального фольклора и объединяющим фактором. Совсем как постсоветские гопники.
В 1977 году, когда Sex Pistols выступали в Швеции, шайка раггаре пыталась спровоцировать погром, напав на пришедших на концерт девушек. Причем Сид Вишез едва не ввязался в драку, он даже хотел переехать «оборванцев» лимузином.
Группа Hjo Reklamation отменила концерт из-за угрозы расправы со стороны раггаре. Группа Rude Kids была вынуждена сбежать с аншлагового выступления в Стокгольме, когда оказалось, что нескольких десятков полицейских недостаточно, чтобы уберечь панков от разбушевавшихся раггаре. Когда The Stranglers выступали в Швеции, началась массовая драка; в отчете полиции фигурировали «Коктейли Молотова».
Раггаре сейчас
В наше время раггаре — это почти умильная ретро-субкультура, члены которой любят тюнинговать тачки так, чтобы они выглядели, будто их не ремонтировали с 50-х. Парни катаются по городу трезвыми (по крайней мере, садятся за руль пьяными не чаще обычных обывателей), не бузят и уж точно не избивают хиппи. Из старых замашек осталась, разве что, настойчивая тяга катать девчонок на капоте.
Современные раггаре нежно любят свои тачки и собираются для того, чтобы похвастаться ими. Одно из таких сборищ — июльский фестиваль Sweden Power Meet в городе Вестерос в сотне километров к западу от Стокгольма. Это событие каждый год собирает более десяти тысяч классических американских автомобилей.
Сейчас у Raggare идет возрождение, появилась новая волна, так называемые pilsnerraggare. Флагман обновленного движения — клуб Mattsvart, который в 2019 году стал героем документального фильма «Raggarjävlar».
Если раггаре старой волны просто из-за лени и безалаберности зачастую доводили автомобили до того, что те гнили, то нынешние намеренно украшают машины так, чтобы те выглядели максимально убитыми. Не последнюю роль сыграла эстетика «Безумного Макса» и даже Fallout. Ну и рокабилли и классический рок уже не так актуальны как раньше, хотя традиционно им отдают дань уважения, особенно на фестивалях.
К слову, эстетика раггаре проникает и в Россию. Псевдораздолбанные тачки, рок-н-ролл и стиль рокеров из 50-х вряд ли захватит улицы, но у него уже есть фанаты в стране. Опять же, спасибо онлайн-журналам автолюбителей, «Безумному Максу» и Fallout.