Однажды капитан, прозванный за особую удаль «Огненный Пердеж», захватил торговое судно, которое везло сокровища епископа Лиссабона самому Папе Римскому. Епископ по имени Тибо де Кастильон не гнушался обманом и ростовщичеством, так что это было почти что робингудство. Но «Огненный Пердеж» недолго радовался удаче, его галера разбилась о скалы, а всю команду повесили на рее. Однако корсар выжил и даже остался на свободе.

Отвратительные мужики вчитались в архивы Ватикана, дабы поведать вам эту поучительную историю.

Эта история произошла в Средиземном море в 1357 году. В самом разгаре была Столетняя война между Францией и Англией, Римские папы жили в Авиньоне. Совсем недавно, в 1348 году, по Европе прошлась «черная смерть». Да еще и республика Святого Георга (или попросту Генуя) в союзе с Кастилией воевала против королевства Арагон. Все три государства отправляли флоты крушить противника, а в свободное от войны время капитаны развлекались пиратством. Непростое было время.

Тибо де Кастильон — прощелыга, ростовщик, епископ

Началось все 28 мая 1356 года со смерти епископа Лиссабона по имени Тибо де Кастильон. Надо сказать, что Тибо был тем еще плутом даже по меркам католической церкви тех времен.

Попав на хлебное место, он не только получал все причитающиеся ему по чину средства, но и решительно двигался вперед по стезе обогащения. Как пишет Лаура Синпетру в статье «В 1357 году шайка пиратов украла сокровища мертвого епископа», Тибо не гнушался торговыми спекуляциями и даже давал деньги в долг под проценты, то есть был ростовщиком, что, по идее, католическим священникам не к лицу.

Более того, епископ всегда был готов кинуть своих же деловых партнеров. Например, как пишет профессор истории Дэниел Уиллиман в книге «Добыча Папы Римского и пиратов, 1357 год: полное юридическое досье из архивов Ватикана», в 1351 году он выдал торговцу из Монпелье Пейре Лаугаутру огромную сумму в 11 тысяч золотых экю для спекуляций на рынке шерсти. При этом, когда Тибо заключил договор, в нем было написано, что деньги были даны торговцу просто на хранение, ни о каких торговых операциях разговор не шел. Так что если бы Пейре прогорел, он бы остался должен де Кастильону эти деньги, а сам епископ по бумагам выглядел бы добрым самаритянином, а не алчным торгашом. 

За всем этим внимательно наблюдал папа Иннокентий VI, рассчитывая прибрать неправедно нажитые доходы, как только епископ отправится в рай, или куда там попадают священники-спекулянты.

Иннокентий VI

И вот момент настал, Тибо умер, и его сокровищами завладел Жан де Гаррик, специальный уполномоченный Папы, который собрал огромные богатства епископа, погрузил на корабль и отплыл в Авиньон, надеясь порадовать Иннокентия VI. Но не порадовал.

Капитан «Огненный Пердеж» и его баллисты

В начале 1357 года де Гаррик отплыл на корабле «Сан-Висенте» из Лиссабона. Чтобы хоть немного представить, сколько всего наволок в свою пещеру епископ Тибо, процитируем Дэниэла Уиллимана, который пишет, что корабль был забит доверху: «Золотом, серебром, драгоценными камнями, кольцами, облачениями, книгами, постельным бельем, гобеленами и одеждой, драгоценностями, кошельками, поясами и мечами, реликвиями и реликвариями, алтарными камнями и переносными алтарями, деньгами, мехами и посудой».

И все это досталось пиратам на двух галерах, атаковавшим «Сан-Висенте» у Картахены. Один из кораблей был из Севильи, и им командовал пират по имени Мартин Янес. А вот капитаном второй галеры из Генуи был Антонио де Синистеро по прозвищу «Ботафок» (Botafoc). В статье «Пиратские нападения, коррупция и сокровища, обнаруженные в архивах Ватикана», вышедшей на Fox News в 2014 году, даются варианты перевода этой пиратской клички. Автор переводит «Botafoc» как «огненный взрыв» или же «огненный пердеж». Так что Папу Римского ограбил Антонио «Огненный Пердеж». Простите, капитан Антонио «Огненный Пердеж». 

Примерно так могла выглядеть галера капитана Антонио

Вооружены галеры были вполне серьезно. Кроме классических абордажных топоров, сабель, ножей и прочего колющего-режущего, как пишет Оуэн Джарус в статье «Изображения: Пиратская история раскрыта в архивах Ватикана», как минимум на одной галере было аж семь баллист, запускавших в противника каменные ядра диаметром около 9 дюймов (23 сантиметра).

Как считает Дэниел Уиллиман, две баллисты располагались на носу, одна была приподнята над палубой, а остальные команда свободно перемещала по кораблю. Вообще, баллисты изобрели в античности, и по сути это был гигантский арбалет на станке, метавший на приличное расстояние огромные стрелы или камни. До изобретения пушек ими иногда вооружались средневековые боевые корабли. Естественно, торговому судну с такими противниками, да еще и независимыми от причуд ветра, было не тягаться, и сокровища перекочевали на галеры. 

Баллиста

А бедолага Жан де Гаррик был высажен на берег в Картахене, откуда принялся строчить жалобы на самоуправство пирата, но, по-видимому, безрезультатно.

Превратности пиратской судьбы

Ограбив «Сан-Висенте», галеры разделились, после чего Мартин Янес пропадает со страниц источников, так что он со своей долей сокровищ, скорее всего, благополучно удрал.

А вот Антонио повезло гораздо меньше. Его галеру выбросило на берег на пляже Карнон так близко к французскому городу Эг-Морт, что гарнизон успел захватить всю команду… И тут же повесил всех простых пиратов прямо на пляже, причем на рее их собственного корабля. Капитан Антонио и два его помощника смогли всучить крупную сумму золотом епископу Туринскому, поэтому избежали смерти и были заключены под стражу в Эг-Морте. Почему солдаты не отобрали у них все деньги силой и не прикопали их прямо на пляже, для автора — остается загадкой.

Эг-Морт

Местные жители было накинулись на галеру, утащив с нее парус и некоторые детали оснастки, но гарнизонные солдаты их быстренько разогнали, а из Авиньона прибыло доверенное лицо Папы, чтобы пересчитать оставшиеся сокровища и проследить за их доставкой. А следить было надо, охраняя от своих же. 

Дэниэл Уиллиман упоминает арест некоего священнослужителя по имени Йоханнес Панетария, который под шумок стащил что-то из товаров, находившихся на пиратской галере. После такого местным капелланам было приказано отлучать от церкви всех, кто был замечен с вещами, украденными с выброшенного на берег корабля. 

Разогнав воров, папский секретарь занялся подсчетом спасенных из лап пиратов сокровищ мертвого епископа. Среди прочего там нашлись 127 женских панталон, 116 камзолов и даже Philosophi sexti Metaphysicarum — шестая книга метафизики Аристотеля. Начитанный был Тибо. Ну, или просто тащил к себе все, что представляло хоть какую-то ценность. 

Авиньон

В итоге остатки сокровищ таки достались Иннокентию VI, а капитан «Огненный Пердеж» с помощниками, заплатив епископу Туринскому, также пропали со страниц источников. Возможно, их отпустили на все четыре стороны, но Дэниэл Уиллиман считает, что «Королевские сержанты гарнизона Эг-Морт могли сделать с ним все, что пожелают». Так что, возможно, его и удавили где-нибудь в сырой камере крепости.

Так ли это было или капитан Антонио «Огненный Пердеж» прожил остаток дней, рассказывая собутыльникам, как ограбил самого Папу Римского, а ему за это ничего не было, история умалчивает.