Есть такое хорошее выражение: «Естественная мужская потребность — мусолить херню». И есть такой естественный запрос: посмотреть на нечто подобное в кино. Терки пожилых мафиози в «Сопрано», обсуждение преступных планов и песен Мадонны в «Бешеных псах», диалог о тактике и картошке в «Чапаеве»… Короче говоря, отрадно, что есть режиссеры, которые это понимают и дают нам подобные медитативно-маскулинные моменты. Новый «Сёгун» (впрочем, как и старый) как раз из этой категории.
Типичный момент из середины серии:
Угрюмая дзен-комната, освещенная тусклым осенним солнцем, в лучах которого сверкают золотые узоры одеяний князя и его свиты. Все лица похожи на погребальные маски:
— Клан Дзёсю переезжает в Эдо…
— Это подозрительно, особенно с учетом наступления сезона посева…
— Но как это связано с поставками португальского пороха в Макао?
— Думаю, непосредственно…
— Благодарю вас, даймё, я прикажу своему сыну сделать сэппуку…
Далее идет врезка с жестокой расправой над кем-то там в лесу, кровь, вспоротое горло. Вспоминаются крики заживо сваренного в котле паренька из вступления. Тревожно!
Ну это я утрирую, конечно. Но суть вы уловили. Старый «Сёгун» увлекал своими придворными интригами, однако они во многом были непонятны. Впрочем, такова была задумка: мы следовали за Джоном Блэкторном и так же отчаянно пытались разобраться в хитросплетениях местных политических игр, как и он. В новом сериале подход немного иной: нам дают много стороннего контекста. Настолько много, что князь Ёси Торанага, его вассалы и враги пока занимают больше экранного времени, чем главный герой. В общем интриги, скандалы, расследования при дворе; отрадно, что нас не боятся нагрузить лором.
При этом новый «Сёгун» динамичнее и бодрее. Это не делает его лучше или хуже. Как не делает его хуже и то, что он гораздо мрачнее. Тон сериала серый, безжалостный и явно ориентированный на смерть, а не жизнь. Собственно, как мораль и политика Ёси Торанаги. Благодаря этому особенно забавно смотреть на приключения буйного, колючего и неубиваемого, словно крапива, Блэкторна. Вместе с даймё они работают как инь и ян. Как меч и порох.
Единственное, что может напрячь многих — актер, играющий Блэкторна. Космо Джарвис, даром что британец, выглядит и ведет себя как крутой задира-футболист из американской комедии про старшую школу. Да, здорово, что Япония его быстро обламывает и заставляет умнеть. Но поначалу этот образ столь сильно выбивается из общей эстетики, что главный герой иногда выглядит как попаданец из будущего. Особенно, если знать, что сюжет основан на истории реального английского моряка Уильяма Адамса, который настолько впечатлил японцев, что в его честь назвали квартал в Токио и построили небольшое святилище.
Из тревожного хотелось бы отметить, что первые две серии (замечательные, хотя 9.3 на IMDB, пожалуй, жирновато) снял один режиссер, Джонатан ван Тюллекен, а вот следующие серии снимают уже другие. История Тюллекена вышла складной — запутанный политический триллер с элементами приключений. Но как все это распутают его последователи — серьезный вопрос. Так что не ждите выхода всего сериала, посмотрите две серии сразу. Остальные могут оказаться разочарованием (надеюсь, нет).
Ну и давайте не забывать, что это эпическое фэнтези, вроде «Игры престолов», а то уже состроили серьезные лица! К слову, сериал выходит с 27 февраля, следующий эпизод ожидается 5 марта. Всего их будет 10.