Сейчас никого не удивишь словом «голем». Любители серии Heroes of Might and Magic сразу вспомнят этих сильных, но медлительных антропоморфных существ с резистом к магии. Да и вообще, редко какая книга или игра в жанре магического Средневековья обходится без этих необычных одушевленных конструктов. Но как возникла эта легенда? Кто такие големы и зачем их создавали? Отвратительные мужики снова сдули пыль с древних манускриптов, чтобы окунуться в мир мифологии.
Адам из глины — первые упоминания о големах
Так чем же отличались исторические големы от фэнтезийных? Да по сути ничем. Вообще, голем — это произведение прежде всего иудейской мифологии. Как утверждает историк Ксения Чепикова в лекции «Легенда о големе: от Адама до Терминатора», сам термин «голем» обозначает что-то недоделанное и незаконченное. В более обыденном языке так могут назвать тупого и невежественного человека.
Тем не менее, големом был даже ветхозаветный Адам, ибо был создан из глины и какое-то время, пока в него не вдохнули душу, находился именно в виде послушной куклы. Ксения в вышеназванной лекции утверждает, что в иудейской мифологии есть даже легенда о том, что Творец, создав первочеловека, не стал сразу его оживлять, ибо подумал, что тогда горделивый Адам посчитает себя сотворцом. Поэтому все дни творения первочеловек пробыл в виде глиняного болванчика.
В исторических трактатах идея подобных конструктов прослеживается уже с IV века нашей эры. Раввин Абба бен Иосиф Бархама, живший в Вавилонии в 280-352 годах нашей эры и более известный под именем Рава, создал голема просто чтобы похвалиться перед своим приятелем, рабби Зейрой. Как сказано в Талмуде Уильяма Дэвидсона, он отправил голема к другу, тот хотел с ним пообщаться, но поняв, что это просто кукла из глины, развеял заклинанием.
Рецепты создания големов есть в книге «Сефер йецира» («Свиток творения»), известной со II века нашей эры и, согласно легендам, написанной самим Авраамом. Правда, как таковые рецепты сохранились только в комментариях к ней. А они датируются лишь XIII-м веком.
Тем не менее, именно в Средневековье байки о големах набрали наибольшую силу. Например, Ксения упоминает историю из XII века, в которой раввин Самуэль Бен Каланим из Шпаера по прозвищу «Святой» изготовил голема, чтобы тот побил хулиганов, которые досаждали рабби.
По другой легенде в XI веке в Сарагосе, Валенсии и Малаге жил поэт и проповедник неоплатонизма Шлома ибн Габероль. Он вырезал из дерева девушку и оживил ее, вложив в рот бумажку с надписью «Шем». Голем вышел практически неотличимым от настоящей женщины, делал всю работу по дому и хозяйству, но не умел говорить. Выполнял ли голем другие женские функции для поэта, история умалчивает.
Тем не менее, Шлома был вынужден разрушить свое произведение, так как его обвинили в черной магии. Но это ему не сильно помогло, ибо Ксения утверждает, что он погиб в тридцать лет насильственной смертью. А сделал бы себе огромного глиняного голема как раввин из Шпаера, может дожил бы до преклонных годов.
Впрочем, не только поэты изготавливали себе искусственных красоток. Замечены за этим и католические святые.
Как Фома Аквинский деревянную девушку сломал
В XIII веке в Европе Фома Аквинский, известный теолог и богослов и по совместительству, католический святой. И был у него учитель, не менее известный в те времена богослов Альберт Великий (к слову, тоже католический святой).
Во времена ученичества Фомы у Альберта произошла такая история. По одной легенде, приводимой в статье «Заманчиво трансчеловеческий андроид Альберта Великого», учитель Фомы создал мужчину, настолько хорошо его сконструировав, что тот мог помогать ему по хозяйству, а также ответить на любой вопрос. Но кроме пользы, конструкт еще и трепался без умолку и всячески проказничал, что наконец вывело из себя будущего святого, прозванного позже «Doctor Angelicus», он схватил молоток и разломал болтуна на куски.
Более интересную версию этой истории рассказывает нам Ксения Чепикова в вышеназванной лекции. В ней юный Фома приехал вместе с Альбертом в Кельнский монастырь, где прилежно учился богословию. Постепенно он стал замечать, что учитель подозрительно много времени проводит в некой келье, куда никого не пускает. Временами оттуда доносятся звуки работы молотком и рубанком. Однажды Фома проник в тайную комнату и обнаружил там мастерскую, заставленную чучелами животных, сосудами и различными механизмами.
Один из углов был занавешен красной материей. Убрав ее, будущий святой оторопел: перед ним стояла обнаженная девушка невиданной красоты, явно выточенная из дерева. Аквинат долго не мог оторвать взгляд, как вдруг ее глаза открылись, и она произнесла на латыни «Salve, salve!», то есть поприветствовала гостя.
Впечатлений на этот день для ученика было достаточно, и он в ужасе от того, что учитель создал дьявольское порождение, схватил палку и расколотил куклу. Альбер, увидев случившееся, был в ярости и заорал: «Что же ты наделал дурак, я тридцать лет мастерил ее, а ты все разломал!». Во всяком случае, именно такие слова будущего святого приводит нам Ксения.
Так что из дерева мастерили не только поэты, но и священники. Но, конечно, самым известным изготовителем големов стал Йехуда Лёв бен Бецалель, хотя при жизни он и не подозревал об этом.
Легенда о Пражском големе
В XVI начале XVII века в Праге жил раввин по имени Йехуда Лёв бен Бецалель, позже прозванный Махараль. Он трактовал Тору, проповедовал в синагоге, не работал в шаббат, в общем, был нормальным раввином. Правда, времена тогда были непростые, часто случались религиозные стычки и гонения, поэтому Йехуда Лёв, став знаменитым книжником и ученым-мистиком, воспользовался этой известностью, чтобы пообщаться с императором Священной Римской Империи Рудольфом II. Тот интересовался колдовством и, как пишет Соломон Шехтер в статье «Йехуда Лёв», 23 февраля 1592 года принял раввина с его братом Синаем и зятем Исааком. О чем разговаривали с императором иудеи неизвестно, но гонения в Праге прекратились.
Йехуда Лёв мирно почил в 1609 году, чтобы через сотню лет превратиться в супергероя-кабалиста. Легенда началась с переписки его праправнука в 1709 году и затем обрастала подробностями как снежный ком. То Махараль на параде одним заклинанием останавливает взбесившегося жеребца императора Рудольфа II, спасая государя от неминуемой смерти. То, не боясь дикого пламени, во время пожара в Праге сберегает Рудольфову библиотеку. То, прознав о готовившихся погромах, создает голема и отправляет его патрулировать кварталы.
Дэн Билефски в статье «Трудные времена вдохнули новую жизнь в пражского голема» приводит подробности этой истории. Он пишет, что голема слепили из глины и оживили, начертав на лбу слово «Эмет» («Истина»). Его назвали Йозефом, и он патрулировал кварталы, где жили иудеи.
Более того, голем мог вызывать духов мертвых и становиться невидимым. А однажды впал в неистовство и принялся крушить все вокруг, пока Махараль не стер ему первую букву, и он не развалился на куски. По легенде эти куски до сих пор хранятся на чердаке Старо-Новой синагоги.
Популярность Пражского голема настолько велика, что торговцы до сих пор во всю делают на нем деньги. Мало того, что в Праге есть статуя Йозефа, так там существуют отели с големами, фирмы по изготовлению дверей с големами, а в 2009 году здесь даже поставили мюзикл с пляшущим Големом в главной роли. Легенда настолько привлекательна, что рабби Сидон, работающий в Старо-Новой синагоге в 2009 году, говорил, что в год получает десятки просьб посетить чердак, где должны храниться те самые куски Йозефа.
Это не конец истории. Возможно, легенды о Пражском големе появились из-за другого случая, произошедшего в польском городе Хельм.
Раввин-колдун из польского города
Изначально, даже когда Махараль уже обрел статус колдуна, в его наборе подвигов не было создания голема. Как утверждает Ксения Чепикова, этот атрибут у него появился только в XVIII веке и источником этой истории стала другая легенда, о польском раввине по имени Элия Баль Арон Балшем.
В середине XVI века он жил в городе Хельм, а позже стал известен как легендарная личность. Согласно байке, которую приводит Акива Виник в статье «Еврейская жизнь и работа в Хелме», у местных христиан была традиция — забрасывать иудейские похоронные процессии камнями.
Элия сказал, чтобы во время его похорон никто не разбегался, а ему в гроб положили свиток Торы. Когда камни опять полетели, труп раввина сел в гробу, достал свиток, что-то прочитал, и хулиганы провалились под землю вместе с церковью.
Позже появились легенды, что он же создал голема из глины и написал ему на лбу «Эмет». Тот выполнял работу, но каждый день рос и стал настолько огромным, что Элия не мог дотянуться до его лба. Тогда рабби пошел на хитрость — попросил истукана снять с него сапоги и когда тот наклонился, быстренько стер первую букву. Голем тут же рассыпался. По более ранней версии он при этом расцарапал на прощанье рабби лицо, по более поздней — завалил его кусками глины, в которую превратился.
Как бы то ни было, легенды о големах прошли вместе с иудеями через Средневековье, оттуда попали в христианскую литературу и через творчество одного из знаменитых братьев Гримм и Густава Майринка — в мировую культуру и компьютерные игры.