В международный прокат вышел фильм «Плохие парни до конца» — четвертая часть экшн-комедии Уилла Смита и Мартина Лоуренса, в которой образцовые копы внезапно становятся отпетыми бандитами. Дмитрий Соколов рассказывает о новых приключениях плохих парней, хорошо делающих полицейскую работу.
В полицейском департаменте Майами большой скандал: выяснилось, что недавно погибший капитан Говард снабжал информацией крупный наркокартель. Улики говорят сами за себя: на счетах покойного найдены астрономические суммы, так что под подозрение попадают все, кто был близок капитану, в первую очередь — детективы Майк Лоури и Маркус Бернетт. Отказываясь верить в то, что их друг работал на мафию, Майк и Маркус начинают собственное расследование. Однако вскоре их подставляют, и теперь парням приходится скрываться не только от всех банд Майами, но и от своих коллег, готовых отправить легендарную парочку за решетку.
30 лет назад первые «Плохие парни» сделали звездой Уилла Смита и заодно стали отличным дебютом в большом кино для клипмейкера Майкла Бэя. Через несколько лет Бэй снял сиквел, вновь собравший хорошие деньги в прокате, и был готов продолжать, но зарплатные аппетиты Смита резко возросли, так что третья часть отправилась в производственный ад. Лишь в начале 2020-х бельгийцы Адиль Эль Арби и Билал Фалла сняли триквел, вновь ставший хитом. Так что появление четвертого фильма было лишь вопросом времени. И, несмотря на то, что главным звездам франшизы уже хорошо за полтинник, новые «Плохие парни» получились энергичным миксом комедии и боевика, хотя первый компонент здесь оформлен поярче, чем второй.
Следуя классической схеме франшизы, Адиль и Билал постоянно обыгрывают контраст характеров Майка и Маркуса, но сквозная тема нового фильма связана с радикальными переменами в жизни каждого из них. Закоренелый холостяк Майк наконец женится, а Маркус пережил сердечный приступ и, едва не отправившись на тот свет, обрел просветление. Львиная доля комедийности теперь связана с попытками Майка вернуть воспарившего к истине напарника на твердую почву реальности. Получается с переменным успехом: за диетой проследить еще можно («сосиску твою отрезали!»), а вот за внезапными вбросами потусторонних откровений — уже сложнее («в прошлой жизни, Майк, ты был моим осликом!»). Межличностная химия между Уиллом Смитом и Мартином Лоуренсом по-прежнему работает отлично, наполняя обаянием даже самые банальные шутки. Все остальные персонажи остаются двигателями сюжета, либо схематичными типажами, нужными для поддержки главных героев.
Впрочем, надо отдать сценаристам должное: Уилл Билл (сериал «Касл») и Крис Бремнер (соавтор третьих «Плохих парней») умело связали события нового фильма с триквелом, добавив и несколько связующих нитей с прошлыми частями. В игру вернули всех ключевых членов команды Майка и Маркуса, начиная от коллег-копов Келли (ее снова играет R&B-звезда 2000-х Ванесса Хадженс) и Дорна, и заканчивая Армандо, тайным сыном Майка, который в нужный момент спасет отца от верной смерти. И даже зверски застреленный в триквеле капитан (Джо Пантольяно — Сайфер из «Матрицы») неоднократно мелькает в кадре. Специально для фанатов франшизы есть камео Майкла Бэя (обратите внимание на машину, которую он водит, она тоже выбрана отнюдь не случайно). А уж по части динамики ни малейших проблем у фильма нет: два часа пролетают стремительно. Почти каждый диалог заканчивается перестрелкой, дракой или погоней, причем экшн очень разнообразный.
Хотя больше впечатляет обилие креативных операторских ходов. Уже в открывающем эпизоде (кстати, отсылающем к похожей сцене из первой части) есть неожиданные кадры с видом из наручных часов, а дальше подобных фишек будет еще больше. По части изобретательности видеоряда новые «Плохие парни» легко переплюнут любую часть франшизы. Как вам кадры от лица ПИСТОЛЕТА, который перекидывают друг другу Майк и Маркус во время перестрелки? Или сцена с коматозным видением Маркуса, когда он падает на пол и проваливается под воду, возносясь к небесам? А ведь есть еще перестрелка в арт-клубе (где Маркус с непередаваемым выражением лица ловит на язык лакричные конфеты в слоу-мо) и жестокая драка на борту стремительно падающего грузового вертолета. Адиль и Билал в четвертом фильме явно решили разгуляться на полную, напичкав экшн-сцены десятками мелких экспериментов.
Правда, увлеченно играя с визуальной стилистикой, режиссеры порой забывают о том, что перестрелки в «Плохих парнях» должны быть не только красивыми, но и смачными, а в драках и погонях стоит почаще держать в фокусе все происходящее, не выхватывая из пестрой мешанины отдельные кадры. Из-за этого потенциал многих экшн-сцен работает вполсилы. Часть проблем связана c не всегда уместным рваным монтажом (в духе «Гнева» Тони Скотта), однако больше мешает то, что некоторым эпизодам ощутимо не хватает масштаба и зрелищности, с которыми у Бэя всегда все было в порядке. Фильм полон роскошных кадров: вот Маркус палит по врагам, стоя на капоте мчащейся машины, а вот Майк рвется вперед, с ревом расстреливая всех на своем пути — но в полной мере прочувствовать величие этих эпических замесов успеваешь через раз.
К счастью, там, где проседает виртуозность подачи, все компенсирует харизма Смита и Лоуренса. У Армандо есть отличная драка на тюремном дворе (зацените моргенштерн из разорванной рубашки и блина для штанги!), а в одной из лучших экшн-сцен Реджи (зять Маркуса) устраивает бойню, защищая свой дом от наемных убийц. Причем работу Реджи нам показывают через камеры слежения, а в отдельные моменты включают вид от первого лица — выглядит как стелс-миссия в Call Of Duty, когда нужно убить как можно больше людей как можно тише.
Но ярче всего получилась финальная разборка в заброшенном парке развлечений («Парк юрского периода в гетто!»). Майк и Маркус вместе с командой штурмуют огромный комплекс зданий, расстреливая врагов в узких коридорах, а где-то рядом плавает аллигатор-альбинос Герцог, готовый сожрать любого, кто свалится в затопленные подвалы. Тут все в лучших традициях экшн-блокбастера: грохочут взрывы, летят брызги крови, звучат сочные удары по больным местам, толпы врагов превращаются в гору трупов, а уанлайнеры звучат в нужный момент.
В общем, четвертый фильм никак и нигде не задает новый стандарт в экшнах, но работает не хуже третьего, да и, пожалуй, второго тоже. Поклонникам Смита и Лоуренса точно стоит ознакомиться с новыми злоключениями пары закадычных друзей-копов из Майами. Ну а всех остальных ждет громкий, местами стильный и веселый летний боевик.