Дани, жена психиатра Теда Тиммиса, жестоко убита в семейном доме одним из его бывших пациентов. На годовщину смерти в гости к Теду прибывает Дарси — сестра-близняшка Дани. Но встречают ее прохладно. Яна, девушка Теда, отнюдь не горит желанием общаться с эксцентричной ясновидящей (Дарси «читает» предметы, рассказывая людям важные детали жизни их владельцев), а сам Тед после пары дежурных вежливостей смывается из дома на работу. Оставшись наедине с Яной, Дарси рассказывает ей, что в гибели ее сестры был обвинен невиновный человек, и с помощью экстрасенсорных способностей Дарси сегодня намерена изобличить настоящего убийцу. 

«Астрал. Медиум» (если что, к франшизе Джеймса Вана фильм, конечно, не имеет ни малейшего отношения) впервые был показан на фестивале South by Southwest, где получил приз зрительских симпатий, а зарубежная пресса пестрит восторженными рецензиями. С коллегами нельзя не согласиться: Дэмиэн Маккарти снял атмосферный, красивый и лиричный, но при этом безупречно жуткий детективный хоррор с привидениями. 

Как и в дебютном фильме Маккарти под названием «Предостережение», здесь преобладает минималистичный, но очень стильный визуальный дизайн, одна ключевая локация и не больше пары-тройки персонажей в сюжете, закрученном вокруг убийства. В то же время «Медиум» намного лучше выверен в деталях и, несмотря на медленный темп, напрочь лишен каких-то заметных провисаний. 

Сценарий строится по канонам классического детектива. Сначала нам показывают убийство, затем очерчивают круг связанных с ним людей, а после обозначают, что официальная версия преступления (внешне вполне логичная) ошибочна. Но кроме привычных сюжетных ходов в «Медиуме» есть и парочка твистов, причем отлично подготовленных с точки зрения саспенса. И если по форме фильм остается детективом, то по содержанию это хоррор о призраках. 

рецензия Астрал Медиум кадры из фильма

Основные события происходят в гигантском особняке, где Яна и Дарси остаются ночевать, пока Тед пропадает на работе. Чем дольше девушки разговаривают, тем более напряженной становится их беседа, и тем чаще вокруг происходят пугающие странности. «Медиум» отлично обыгрывает привычный сеттинг «дома с привидениями», виртуозно сочетая монтаж и звук. Из длинных темных коридоров доносятся протяжные скрипы, на видеозаписях мелькают лица мертвецов, а с приходом ночи даже еле слышный шорох в густой тишине звучит как пронзительный крик. 

Без привычных скримеров не обойдется, но их немного (три-четыре на весь фильм), и применяются они очень умело. К каждому из них вас аккуратно подводят, филигранно играя на нервах с помощью звукового дизайна (а не просто генерируя ложную тревогу, как принято в большинстве мейнстримных хорроров), в то время как парочка кровавых сцен оставляет простор для зрительского воображения. Страх создается не за счет погружения в неприглядные подробности, а за счет намеков и полутонов, подталкивающих мысли в нужном направлении.  

рецензия Астрал Медиум кадры из фильма

Причем саспенс Маккарти вжимает буквально из каждой второй сцены, даже если в ней ничего особенного не происходит. За счет диалогов, обилия статичных кадров, общих планов и игры со светотенью режиссер тщательно поддерживает атмосферу смутной нервозности, охватывающей сначала Яну, а затем и Теда, пока невозмутимая Дарси разворачивает свой план по расследованию убийства. По мере того как серия флэшбеков проясняет детали смерти Дани, растет и напряжение в доме, но Дарси, не обращая внимания на подступающий к Яне ужас, ждет возвращения Теда, чтобы высказать ему все свои догадки.

Незрячая ясновидящая девушка вообще получилась ярчайшим персонажем фильма. Кэролайн Брэкен (журналистка из детективного сериала «Исчезнувшие») великолепно справилась с двойной ролью: помимо Дарси, в прологе и флэшбеках она также играет ее сестру Дани. Несмотря на слепоту, Дарси умеет стильно выглядеть, неплохо ориентируется в пространстве, всегда уверена в себе и ведет беседу с легкой, но уничтожающей иронией. И, что важнее, связь Дарси с потусторонним миром играет ключевую роль в сюжете. Речь идет не только о ее способности считывать информацию с личных вещей, но и о знании ритуалов, помогающих в решающий момент покарать злодея. 

рецензия Астрал Медиум кадры из фильма

Здесь — два слова про того самого голема. Гигантская деревянная кукла выглядит впечатляюще, и от одного взгляда на нее мороз бежит по коже, хотя по большей части голем не делает примерно ничего. Этот образ вдохновлен, конечно, еврейским фольклором (в рамках которого голем создавался как помощник в самых разных делах — от тяжелой работы до защиты от погромов) и, в меньшей степени, знаменитым историческим хоррором 1920-х о глиняном человеке. 

С древесным монстром связаны почти все лучшие саспенс-сцены в фильме, хотя големом паранормальщина в «Медиуме» не ограничивается. Маккарти, будучи ярым поклонником «кукольных» хорроров, признавался, что давно хотел сделать фильм о большой кукле, ведь большинство таких персонажей — это либо марионетки (как монстры из «Повелителя кукол»), либо существа размером с ребенка (подобно Чаки из франшизы «Детские игры»). В этом смысле «Медиум» грамотно вплетает образ голема в историю с привидениями. 

рецензия Астрал Медиум кадры из фильма

В общем, если вам хочется окунуться в стильный и неспешный, но необратимо затягивающий фильм с детективным сюжетом и мощным саспенсом — «Медиум» определенно ваш лучший вариант на ближайшее время.