В международном прокате идёт уже четвёртая часть серии фильмов о вымершей Великобритании, по которой бегают обезумевшие убийцы. Но на этот раз куда более серьёзная угроза для немногих выживших исходит от психопатов совсем другого толка.

Отшельник, лекарство и новая угроза

Много лет отшельник доктор Келсон благополучно живёт в землянке, выкопанной под святилищем из костей и черепов. Долго экспериментируя с заражённым по кличке Самсон, доктор обнаруживает, что шанс найти полноценное лекарство от вируса «ярости» вполне реален. Радость Келсона омрачена только одной проблемой: его убежище обнаружила банда Перстов во главе с харизматичным садистом по кличке Сэр Джимми.

В прошлом году Дэнни Бойл выдал долгожданную третью часть саги, которая в 2000-х обновила конвенции зомби-хоррора, став заметным событием для жанра. Но «28 лет спустя» изначально замышлялся как часть нового цикла. Параллельно с третьей частью в работе находился четвёртый фильм, а впереди ожидается пятый, заявленный финальным.

Сценаристом всех новых частей остался Алекс Гарленд (автор недавней военной драмы «Падение империи»), а вот постановкой «Храма костей» занималась Ниа ДаКоста. До этого на её счету был только один жанровый релиз — блёклый перезапуск «Кэндимена». Там хватало социального комментария, а вот хоррора было недостаточно. К счастью, вторая попытка в фильмах ужасов оказалась для ДаКосты более успешной.

Постапокалипсис Великобритания пейзажи фильм ужасов 2026.

«Храм костей» — это бодрое, нервное и местами неожиданное продолжение

Но есть нюанс. «Храм костей» — это зомби-хоррор, в котором почти нет зомби. Да, технически они не живые мертвецы, а заражённые люди, однако логичнее использовать привычный термин.

Хотя по бескрайним полям и густым лесам Великобритании по-прежнему резво бегают инфицированные яростью безумцы, экранного времени у них от силы минут 15 на два часа. Каких-то масштабных сцен с зомби вовсе нет. Время от времени на кого-нибудь из героев наскакивает очередной шиз, но расправляются с ним, как правило, легко и быстро.

У заражённых здесь сугубо второстепенная функция: они служат фоновой опасностью, с которой большинство людей научилось справляться. Такой подход резко контрастирует с привычным для серии экшеном вроде забега по Лондону в «28 недель спустя». Но своя логика в этом есть.

Рэйф Файнс доктор Келсон 28 лет спустя кадр из фильма.

Философия выживания: гуманизм против жестокости

Сценарная динамика строится на противостоянии между разными точками зрения на то, как надо вести себя в жутком новом мире. Один взгляд предлагает Келсон, вынашивающий амбициозные планы найти лекарство от инфекции. Несмотря на многолетнее одиночество, доктор по-прежнему верен идеалам гуманизма и готов помочь тем, кто действительно нуждается в защите.

Другой путь выбрал Сэр Джимми: он правит своими Перстами (их пятеро — как пальцев в сжатом кулаке) благодаря демонстративной жестокости, вселяющей в подчинённых почти религиозный страх. Центральный конфликт развернётся между доктором и бандитом, в то время как тема с излечением заражённых отодвинута на задний план. Видимо, её приберегают для следующей части.

28 лет спустя: Храм костей — Зомби-хоррор 2026, Премьера фильма

Разборки выживших смотрятся захватывающе даже без толп зомби где-то поблизости

Сэр Джимми со своей бандой шляется по округе и нападает на крошечные деревеньки. Джек О’Коннелл великолепно играет отъявленного мерзавца с манией величия, из-за чего сцены с Джимми напоминают вольную вариацию «Повелителя мух». Вождь не только пичкает молодёжь абсолютно кризовой идеологией, важное место в которой занимают телепузики, но и беспощадно держит дисциплину. Например, занять место в банде можно, лишь убив одного из её членов.

Что касается визуала — стилистическое оформление «Храма костей» выдержано в традициях серии. Тут и характерный быстрый монтаж, и чёткий упор на физиологические подробности с обильной кровищей, и привычно яркие цвета в палитре. Нет разве что трясущейся камеры, но оно и к лучшему: в 2000-х такой ход выглядел свежо, а в 2020-х чаще раздражает.

Кроме того, в парочке сцен нам показывают, как инфицированные видят здоровых — неплохая задумка, жаль, что мимолётная. ДаКоста вообще не скупится на зрелищные эпизоды. Помимо столкновения с заражёнными в лесу, где мы мельком познакомимся с ещё одной крошечной общиной, будет очень напряжённая сцена с пытками в амбаре и ночной выход Келсона к ребятам Сэра Джимми во время танцевальной церемонии.

Джек О’Коннел в роли Сэра Джимми фильм 28 лет спустя Храм костей 2026.

Обилие мелких, продуманных деталей превращает «Храм костей» в добротный хоррор о выживании. Никаких глобальных идей здесь не предлагается, но сквозной гуманистический месседж проводится четко: те, кто распространяют страх, сами станут его жертвами.

Поклонников серии четвертый фильм вряд ли разочарует. Главное — помнить, что акценты здесь стоят на борьбе людей друг с другом, а не на скримерах.