12 апреля нам написал Дмитрий Суханов, один из читателей этого сайта:
«Из всех городов мира война России и Америки почему-то проходит там, где живу я — в Славянске. Из дома выйти нельзя, на улицах хаос, в магазинах бешеные очереди, над домами круглосуточно летают американские вертолеты. Мобильной связи нет. Вышки потушили. К вечеру, говорят, не будет и воды. Из города выехать нельзя, все пути перекрыты».
Мы незамедлительно попросили Дмитрия рассказать о происходящем в Славянске для Disgusting Men. Учтите, что это лишь одна точка зрения на события последних дней. Этот текст — не о политике. Он о том, что однажды утром человек проснулся и был шокирован увиденным, услышанным и пережитым. Если вы чуть-чуть подумаете перед тем как оставлять какой бы то ни было комментарий, то поймете, что суть этого материала куда глубже, чем может показаться на первый взгляд. Мы публикуем письмо Дмитрия Суханова полностью.
Славянск. Утро 12 апреля
Шум и вибрация стен заставили меня встать с кровати и выйти на балкон. С десятого этажа были отчетливо видны три боевых вертолета, следующих друг за другом, кружащих над центром города. Казалось бы, учитывая накаленную обстановку в Украине, ничего удивительного — подобные вещи каждый из вас видит по телевизору каждый день.
Тут стоит понять, что Славянск — небольшой городок, в котором редко что-то происходит. Многие мои знакомые и родные в начале всей этой «майданутой» заварушки отшучивались, что мы живем в городе, которого напрямую не будут касаться революционные события. Кому какое дело вообще до маленького курортного городка?
Стоя в трусах на балконе, при виде боевых вертолетов у себя над головой, волей-неволей начинаешь задаваться двумя вопросами: «Какого черта вообще происходит? Проснулся ли я на самом деле?». Понаблюдав немного за происходящим в небе, я пошел смотреть новости. В новостях я увидел уже совсем странную картину. Мэр Славянска стояла неподалеку от отделения милиции и призывала людей не паниковать и не задавать лишних вопросов.
Оказалось, что пророссийские активисты захватили здание городской администрации и милиции без всякого предупреждения. Причем мэр города утверждала, что узнала об этом от жителей, которые оповестили городскую администрацию о случившемся рано утром, после 8 часов. Основное требование захватчиков — проведение референдума, который обеспечит отсоединение Славянска от Украины с последующим присоединением востока страны к России. О таких настроениях все уже давно знали, но прежде речь шла о крупных областных городах — Луганске и Донецке, в которые из соседних населенных пунктов съезжались сочувствующие сепаратистам. О том, что нечто подобное начнется в тихом городке Славянске, не подозревал никто.
Ближе к вечеру все дороги в город уже были перекрыты, и на центральных улицах Славянска стали появляться воруженные люди в форме. Стало ясно: происходящее отнюдь не спонтанно, все было спланировано заранее. На основных выездах из города были оборудованы баррикады, охраняемые народными оборонительными силами. Официального подтверждения о поддержке происходящего в городе со стороны российских властей, естественно, не поступало. Новоиспеченные власти Украины по всем телеканалам начали кричать о сепаратизме, терроризме и прочих вещах. В интернет начали просачиваться слухи о том, что к нам направляют национальную гвардию, «Правый сектор» на подходе и так далее.
Не сильно углубляясь во все эти информационные войны, от которых, как известно, пользы никакой, я связался с друзьями и родственниками в надежде услышать упорядоченную точку зрения. Но близкие были осведомлены не лучше меня. Все дело в том, что информации много. Восток Украины оказался в самом эпицентре событий, где слева о сохранении целостности державы, которая за 20 лет ничего не добилась, людям на ухо шепчут «правосеки», а справа уже наседают русские. При такой информационной неразберихе и прессинге очень легко запутаться.
Стоит сразу уточнить, что я, как и большинство жителей восточной Украины, за референдум и за Россию. Не потому что Россия великая и большая, и Путин наш спаситель и единственная надежда, а потому что это единственный нормальный вариант для нас и хоть какая-то защита от незаконной власти, которая то и дело в открытую кричит о том, что собирается всячески притеснять интересы русскоязычного населения.
Славянск. 13 апреля
Проснувшись рано утром, я встретился не только с почти зимней погодой за окном, но и с плохими новостями. Там уже вовсю трубили о том, что на одной из баррикад, расположенных на въезде в город, произошла перестрелка, в результате которой пострадали люди. По украинским новостям передавали, что перестрелку начали народные ополченцы, открывшие огонь по БТР национальной гвардии. По российским новостям передавали то же самое, но только утверждали, что вооруженные люди первыми открыли огонь по гражданским.
Над городом по-прежнему кружили вертолеты, своим невероятным гулом нагонявшие страх, который сложно в себе подавить. Когда видишь все это и слышишь новости, в первую очередь начинаешь задумываться о безопасности и о развитии самого плохого сценария — о гражданской войне, которая может развернуться прямо у тебя во дворе.
Через пару часов я вышел на улицу и отправился к родным; в магазинах уже столпились очереди, люди скупали все. Кто-то набирал провизию к себе домой, чтобы забить кладовки, а кто-то относил все защитникам на баррикады. Выглядело все очень серьезно, народ явно был встревожен, и я не был исключением. Позаботившись о продуктах, я направился к банкомату — снять денег, чтобы наличные были на руках, мало ли. Пока стоял в очереди, видел, как мимо меня проносились машины, нагруженные песком, покрышками, колючей проволокой, досками и прочим суровым хламом. Стало ясно, что люди готовятся к защите города основательно, и баррикады теперь будут не только на въезде в город, но и по его периметру. Никакой новой информации не было: по телевизору говорили одни и те же вещи по кругу.
Вечером в этот же день я отправился в центр города к друзьям, чтобы просто отвлечься от беготни и отдохнуть после рабочего дня. Первое, что встретило меня в центре при выходе из общественного транспорта — музыка, доносящаяся издалека. Встретившись с друзьями и немного переговорив о случившемся, мы решили пойти к первоначальным баррикадам, расположенным возле горотдела милиции. На здании уже висел российский флаг и играл гимн России.
Люди с палками и битами грелись у костров, пили чай, как ни в чем не бывало. Для меня все это было невероятным зрелищем.
Сейчас я понимаю, что большинство людей, которые якобы борются за какие-то права и на данный момент стоят на баррикадах, вовсе не выбирали такой путь. Большинство из тех, кого я видел, представляли собой неблагополучную прослойку общества. Буду честен, я таких называю быдлом и алкашами.
Славянск, 14 апреля
Включил местные новости. Я увидел, как у наших «защитников» брали интервью. То еще зрелище. Мужик в каске, у баррикад призывающий молодых парней идти на защиту города, кидать работу и семьи. Причем сам призывающий безработный, и семьи у него, судя по всему, нет. Потому что только такой человек может назвать людей, не пришедших на баррикады, «диванным политиками».
Я к тому, что люди стоят там не потому что они хотят изменить жизнь к лучшему, а потому что им больше нечем заняться. Вот что я увидел во всем этом за прошедшие три дня. В любом случае, сценарий будущего, как обычно, будет написан не народом.
Сейчас в новостях говорят, что в Славянск со стороны города Изюма, расположенного в паре часов езды, движутся танки. Надеюсь, Россия примет ответные меры в случае необходимости, потому что с той «защитой», которую я описал выше, наши шансы на какой бы то ни было успех крайне малы.
Читайте еще по теме: