Году примерно в 1988 в кинотеатре «Ростов», что напротив Детского мира в, совершенно верно, Ростове-на-Дону, проходил «Фестиваль фестивалей» — или, может, «Фестиваль буржуазного кино», или что-то в этом роде. На тот момент буржуазное кино меня интересовало не сильно — девять лет, что вы хотите. Положить гвоздь на трамвайные рельсы, сходить с пацанами наловить раков на Гребной канал, поджечь, наконец, тополиный пух — вот это было совсем другое дело. К тому же, вокруг кинотеатра «Ростов» все время стояла дикая очередь, доходящая до Крепостного переулка.
Вы уже, наверное, догадались, к чему все идет — в один из дней там показали «Звездные войны».
Тогда еще было не очень понятно, что это «Эпизод IV: Новая надежда». Был, кажется, живой закадровый перевод: фамилию Люка я узнал сильно позже, потому что переводчик на ней запинался и кряхтел, а lightsaber он называл, я не вру, «оружие-спасатель», но все это не имело никакого значения.
Детство закончилось в тот момент, когда я вышел с этого сеанса.
Про «Звездные войны» начали немедленно ходить самые дикие слухи. Сатанинский трюк Джорджа Лукаса с нумерацией эпизодов сыграл с ростовскими пациками злую шутку — мы знали братюню с Батайска, у которого дома на видеокассетах были все 16 эпизодов, каждый из которых он рассказывал нам в мельчайших подробностях. Первый фильм, который я посмотрел в видеосалоне (в планетарии в Парке Горького, что особенно символично) был «Эпизод V», и он окончательно оторвал мне башню, — тогда стало понятно, что братюня с Батайска привирает. За «Эпизодом VI» я охотился довольно долго и через несколько лет посмотрел его в кинотеатре «Буревестник»; у него была рукописная афиша, на которой пьяный мастер написал «Эпизод 6: Возвращение джидая». Прохожие гопники радостно замазали в слове «джидая» первую и последнюю буквы, и половине города было как-то неловко на это смотреть.
Многим из вас меня не понять. Для многих из вас «Звездные войны» — это Новая трилогия, Эпизоды I-III, Джар-Джар Бинкс и придурочный Энакин Скайуокер; развлечение через запятую с «Трансформерами», «Человеком-пауком» и «Гарри Поттером». Для меня (и еще многих, кому сейчас сильно за тридцать-мощно под сорок) «Звездные войны» — это главное поп-культурное впечатление детства; первые ролевые модели, не являющиеся пионерами-героями; история на всю жизнь. Есть «Звездные войны» — и есть все остальное. (Ну хорошо, еще есть “Крестный отец”, но это к делу не относится.)
Тем для разговора в связи с этим у нас сегодня две.
Первая: объявленный на прошлой неделе актерский состав «Эпизода VII». Это очень, очень важный момент. Краткий рекап для тех, кто не следит за новостями: изначально предполагалось, что новый эпизод «Звездных войн» будет своего рода перезапуском истории с новыми героями, но потом причастные вошли в разум, переписали сценарий и делают, судя по всему, прямой сиквел — в официальном кастинг-листе присутствуют Харрисон Форд (Хан, понятное дело, Соло), Кэрри Фишер (принцесса Лея), Марк Хэмилл (Люк Скайуокер), Питер Мэйхью (человек в костюме Чубакки), Энтони Дэниэлс (человек в костюме C3-PO) и Кенни Бэйкер (карлик в костюме R2-D2). Никто из нас никогда не видел на экране настоящих лиц троих последних, но это важный момент преемственности, прямой сигнал туда, в 1988 год, к очереди у кинотеатра «Ростов».
Интереснее с новыми лицами. Не будем вдаваться в анальную аналитику; просто по паре слов о каждом.
Джон Бойега, 22-летний негр криминального вида, играл в Attack the Block (в русском прокате, извините, «Чужие на районе»). По слухам, в «Эпизоде VII» он сыграет сына (племянника? кузена?) Мэйса Винду. Дэйзи Ридли — совсем неизвестное лицо (вы вот видели «Молчаливый свидетель»?), но, судя по тому, что в пресс-релизе LucasFilm она упоминается вторым номером, вполне возможно, что Ридли досталась главная женская роль. Адам Драйвер, известный некоторым по «Линкольну» и отрицательному персонажу сериала Girls, сыграет, если верить изданию Variety, злодея — ну еще бы, с таким-то опереточным выражением лица.
Оскар Айзек, которого вам нужно увидеть в довольно мощном триллере «Мохаве», тоже явно проходит по злодейскому ведомству. Энди Серкис как-то жаловался одному британскому журналу, что уже хотел бы наконец появиться на экране в штанах. В том смысле, что его самые заметные роли — Горлум и Кинг-Конг. Можно не сомневаться, что в «Эпизоде VII» он будет инопланетянином и/или роботом. Домналл Глисон — это один из близнецов Уизли в «Гарри Поттере»; судя по тому, что он рыжий и лопоухий, ситхом ему быть явно не светит. Наконец, без дураков великий и ужасный Макс фон Сюдов, которого вы, вне всякого сомнения, видели в «Седьмой печати» Бергмана — этот с равным успехом может быть и призраком Квай Гон-Джина, и древним лордом ситхов.
Смотрите, что здесь любопытно. Джей Джей Абрамс, на самом деле, послал еще один сигнал к кинотеатру «Ростов» — за вычетом персонажей Классической трилогии, кастинг «Эпизода VII» идеологически максимально близок к кастингу «Эпизода IV» (который, как мы помним, по хронологии самый первый). Мало- или совсем неизвестные лица плюс уважаемый киностарец — в «Эпизоде IV» таким был сэр Алек Гиннес. То есть, все будет хорошо, говорит нам Абрамс (точнее, LucasFilm, а еще точнее, Disney); не переживайте, пацаны. Никаких бородавок Юэна Макгрегора крупным планом на экране IMAX. Никакого Джастина Бибера в роли Дарта Вейдера. Вы не зря ждали все эти годы.
Вторая тема нашей беседы напрямую перекликается с первой: почти одновременно с анонсом кастинга было объявлено о фактическом закрытии Star Wars Expanded Universe.
Сейчас объясню.
У вселенной «Звездных войн» есть канонический таймлайн — то, что происходило на экране в течение эпизодов с I по VI включительно; то есть, от блокады планеты Набу Торговой федерацией через окончательный переход Палпатина на Темную сторону, через генезис Дарта Вейдера к повстанческому сопротивлению и окончательному разгрому второй Звезды Смерти после отключения энергетического щита на Явине-4.
(Поняли, да?)
К канону также относится мультсериал Clone Wars, события которого происходят между II и III Эпизодами. Все, что было до канона и все, что было после финальных титров Эпизода VI, до совсем недавнего времени проходило по разряду Expanded Universe; то есть, Расширенной вселенной, официально признанной LucasFilm. Если честно, там было множество адского ада: заново клонированный Палпатин, женитьба Люка на женщине Маре Джейд (бышая рабыня, еще потом баунти-хантер, а потом джедай-мастер), лидер имперских инсургентов адмирал Траун (хотя вот он, кстати, был неплохой — и связанные с ним истории тоже) и, наконец, абсолютно безумное говно про зомби-штурмовиков Death Troopers. Если вам зачем-то нужно получить обо всем этом представление, то прочитайте серию книг The Thrawn Trilogy (особенно The Last Command), а также наугад любые из комиксов по «Звездным войнам», издаваемые Dark Horse.
Как бы там ни было, все это теперь лишено официального статуса продолжения — не нужно, наверное, объяснять, почему. Expanded Universe теперь живет в ранге Star Wars Legends — то есть, неофициальных преданий. В интернете поднялся было по этому поводу вой, но слушать его не нужно. Поверьте, голливудские сценаристы с многомиллионными гонорарами придумают вам гораздо лучшие новые «Звездные войны», чем трэш-фантаст Тимоти Зан (при всем уважении к плодовитости последнего). Вот бы еще как-нибудь обнулить Эпизоды I-III!
К чему я все это? Дело в том, что позорный период «Звездных войн», судя по всему, заканчивается. Пока не очень понятно, что мы увидим в кинотеатрах 18 декабря 2015 года (это, кто не в курсе, дата премьеры «Эпизода VII», мы тут уже все карманные календари истыкали иголками в ожидании), но есть некая новая надежда. На то, что в этот день еще какой-нибудь девятилетний мальчик придет в кинотеатр «Ростов» вместо того, чтобы играть с друзьями по Xbox Live в Titanfall или чем там еще сегодня занимаются девятилетние дети. И выйдет оттуда совсем другим человеком. «Звездные войны» это могут.
Читайте еще по теме: