В прокат выходит один из лучших фильмов этого года — научно-фантастическая лента «Прибытие» канадского режиссера Дени Вильнева.

Лингвист Луиза Бэнкс (Эми Адамс) тяжело переживает потерю собственной дочери, умершей от какой-то редкой болезни похожей на рак. Муж бросил Луизу еще до трагедии, и теперь лишь преподавательская деятельность и томные разговоры с мамой по телефону, кажется, единственным человеком, который продолжает подбадривать ее, хоть как-то отвлекают женщину от скорби.

Но однажды в кабинет Бэнкс заходит плотный темнокожий мужчина в военной форме (Форест Уитакер) и предлагает ей интересную работу. На Землю прилетели инопланетяне на космических кораблях, похожих на большие черные фасолины, и постоянно издают какие-то звуки. Власти думают, что это послания к людям, и что именно языковой эксперт может помочь расшифровать их. Цель ясна: разузнать и понять, с какой целью пришельцы прибыли на планету. Бэнкс соглашается и вместе с ехидным физиком-теоретиком (Джереми Реннер) отправляется на передвижную военную базу в Монтане на встречу с инопланетянами.

arrival прибытие 2016 научная фантастика Дени Вильнев Джереми Реннер Эми Адамс кино новинки фильмы смотреть рецензии обзоры отвратительные мужики

«Прибытие» — новый фильм ужасно популярного сегодня канадского режиссера Дени Вильнева, одного из главных представителей так называемого арт-мейнстрима в современном кино. Иными словами, Вильнев, обладая, безусловно, своим авторским почерком и концепцией, и поднимая в своих картинах чуть более глубокие и сложные темы, чем в традиционном коммерческом кинематографе, не стесняется снимать, в общем, жанровое кино. И несмотря на все заигрывания с фестивальностью, прямые отсылки к Кубрику, Нолану и Тарковскому, «Прибытие» остается, в первую очередь, научно фантастическим фильмом, а уж потом всем остальным.

Признаюсь сразу, что я особый клиент: я не люблю Вильнева, в отличие от многих моих друзей и просто поклонников современного кино. Предыдущие фильмы (кроме «Пленниц», которые, впрочем, были испорчены идиотским финалом) мне кажутся местами напыщенными, местами пустыми, как российские футбольные стадионы во время матчей РФПЛ. Но у Вильнева всегда было одно ценное качество — он как мало кто умеет в своих картинах соблюдать важнейший баланс: между сложным и простым, глубоким и поверхностным, уютным и зрелищным. И «Прибытие» — очередное тому доказательство и точно лучшая картина в карьере канадца.

История развивается неторопливо. Вот герои приезжают на базу, вот садятся расшифровывать инопланетные знаки, вот что-то начинает получаться и так далее. Иногда случаются банальности, вроде свихнувшихся в какой-то момент военных или, прямо скажем, совсем примитивных моментов связанных с расшифровкой инопланетной речи, на которых бы какой-нибудь режиссер наглее и изобретательнее обязательно бы сделал дополнительный акцент. Но Вильнев словно не видит нужды в этом, монотонно двигая сюжет вперед. Его интересуют куда более сложные задачи, а сюжет до поры до времени выполняет лишь дежурные функции.

arrival прибытие 2016 научная фантастика Дени Вильнев Джереми Реннер Эми Адамс кино новинки фильмы смотреть рецензии обзоры отвратительные мужики

Кажется, что у режиссера есть какое-то свое, почти беспроигрышное разрешение ситуации. И оно случится, но только в финале, который моментально превращает «Прибытие» из просто любопытной научной фантастики в один из лучших фильмов года. Чтобы избежать спойлеров, далее попробую высказываться аккуратно.

Новый фильм Вильнева, как хороший и честный бутерброд, состоит из двух слоев. На первом, сразу бросающимся в глаза, все очевидно и местами даже банально. «Прибытие» — это медленная научная фантастика про то, как люди пытаются найти общий язык с пришельцами. Что-то среднее между «Космической одиссеей» Кубрика, «Интерстелларом» Кристофера Нолана и, простите, «Древом жизни» Терренса Малика. От первых двух Вильнев берет темпоритм повествования и общую недосказанность сюжета, от третьего — визуальный стиль. В «Прибытии» нет ни впечатляющих спецэффектов, ни пробирающего до костей саспенса и преступно мало сюжетных сюрпризов. Но это довольно напряженный (особенно во второй половине) и нечеловечески красивый фильм — оператор Брэдфорд Янг («Сельма», «Жертвуя пешкой»), разумеется, не Эммануэль Любецки, на работы которого он тут, конечно, равнялся, но местами «Прибытие» выглядит просто феноменально. И это при том, что все события фильма разворачиваются более-менее в трех декорациях, две из которых — это помещения.

«Прибытие» — это картина о силе и воле человека. О том, что лишь единицы могут принять свою судьбу, даже не самую счастливую и благополучную. Такой фатализм в целом не свойственен Голливуду, в котором обычно идут на ура фильм про силу духа и про то, что человек сам вершит свою судьбу. «Прибытие» проговаривает другую мысль — что только смирившись со своей участью, ты наконец начнешь обращать внимание на самое важное в жизни. Найдешь свою любовь, призвание, любимую профессию и так далее. И никогда не будешь жалеть о прожитом, даже если твое счастье будет совсем недолгим.

arrival прибытие 2016 научная фантастика Дени Вильнев Джереми Реннер Эми Адамс кино новинки фильмы смотреть рецензии обзоры отвратительные мужики

 

arrival прибытие 2016 научная фантастика Дени Вильнев Джереми Реннер Эми Адамс кино новинки фильмы смотреть рецензии обзоры отвратительные мужикиВ этом плане «Прибытие» кардинально отличается от той же «Космической одиссеи» или «Интерстеллара», масштабных фильмах, в которых поднимались грандиозные проблемы мироздания. «Прибытие» камернее, тут проблемы человечества сначала сужаются до судьбы одного героя, а потом выветриваются из фильма вовсе.

Вильнев, повторюсь, — далеко не самый мой любимый режиссер. В предыдущих картинах у него как минимум не всегда удавалось изящно сводить все нити воедино. О фатальных его промахах вообще не буду говорить — сегодня совсем не хочется. «Прибытие» до поры тоже кажется слишком медленным, слишком банальным, слишком непримечательным или, например, слишком холодным или сентиментальным фильмом (этих претензий можно наскрести сколько угодно). Больше игрой в искусство, чем, собственно, самим искусством. А потом оказывается, что Вильнев, как гигантская лазерная пушка, на протяжении двух часов, пока инопланетяне и люди общались символами, просто накапливал мощь, чтобы выстрелить из всех орудий по зрителю в финале. Концовка «Прибытия» — один из самых эмоциональных и мощных эндшпилей за год. Нужно быть совсем черствым человеком, чтобы не прослезиться или хотя бы не выдохнуть грустно в финале этой выдающейся картины.

Еще пару недель назад, казалось, что сиквел «Бегущего по лезвию», который будет снимать Вильнев — дурацкая затея. Сейчас, после фильма, сомнения остались, но появилась надежда.

И последнее: я обычно на «Мужиках» в конце года составляю десятку лучших фильмов года. Не все картины отсмотрены, не все еще добрались до проката, но я знаю уже сегодня одно наверняка: судьба «Прибытия» предрешена — фильм займет в ней одно из самых выигрышных мест.

«Прибытие» выйдет в российский прокат 11 ноября 2016 года.