В прокат выходит один из лучших фильмов этого года — научно-фантастическая лента «Прибытие» канадского режиссера Дени Вильнева.
Лингвист Луиза Бэнкс (Эми Адамс) тяжело переживает потерю собственной дочери, умершей от какой-то редкой болезни похожей на рак. Муж бросил Луизу еще до трагедии, и теперь лишь преподавательская деятельность и томные разговоры с мамой по телефону, кажется, единственным человеком, который продолжает подбадривать ее, хоть как-то отвлекают женщину от скорби.
Но однажды в кабинет Бэнкс заходит плотный темнокожий мужчина в военной форме (Форест Уитакер) и предлагает ей интересную работу. На Землю прилетели инопланетяне на космических кораблях, похожих на большие черные фасолины, и постоянно издают какие-то звуки. Власти думают, что это послания к людям, и что именно языковой эксперт может помочь расшифровать их. Цель ясна: разузнать и понять, с какой целью пришельцы прибыли на планету. Бэнкс соглашается и вместе с ехидным физиком-теоретиком (Джереми Реннер) отправляется на передвижную военную базу в Монтане на встречу с инопланетянами.
«Прибытие» — новый фильм ужасно популярного сегодня канадского режиссера Дени Вильнева, одного из главных представителей так называемого арт-мейнстрима в современном кино. Иными словами, Вильнев, обладая, безусловно, своим авторским почерком и концепцией, и поднимая в своих картинах чуть более глубокие и сложные темы, чем в традиционном коммерческом кинематографе, не стесняется снимать, в общем, жанровое кино. И несмотря на все заигрывания с фестивальностью, прямые отсылки к Кубрику, Нолану и Тарковскому, «Прибытие» остается, в первую очередь, научно фантастическим фильмом, а уж потом всем остальным.
Признаюсь сразу, что я особый клиент: я не люблю Вильнева, в отличие от многих моих друзей и просто поклонников современного кино. Предыдущие фильмы (кроме «Пленниц», которые, впрочем, были испорчены идиотским финалом) мне кажутся местами напыщенными, местами пустыми, как российские футбольные стадионы во время матчей РФПЛ. Но у Вильнева всегда было одно ценное качество — он как мало кто умеет в своих картинах соблюдать важнейший баланс: между сложным и простым, глубоким и поверхностным, уютным и зрелищным. И «Прибытие» — очередное тому доказательство и точно лучшая картина в карьере канадца.
История развивается неторопливо. Вот герои приезжают на базу, вот садятся расшифровывать инопланетные знаки, вот что-то начинает получаться и так далее. Иногда случаются банальности, вроде свихнувшихся в какой-то момент военных или, прямо скажем, совсем примитивных моментов связанных с расшифровкой инопланетной речи, на которых бы какой-нибудь режиссер наглее и изобретательнее обязательно бы сделал дополнительный акцент. Но Вильнев словно не видит нужды в этом, монотонно двигая сюжет вперед. Его интересуют куда более сложные задачи, а сюжет до поры до времени выполняет лишь дежурные функции.
Кажется, что у режиссера есть какое-то свое, почти беспроигрышное разрешение ситуации. И оно случится, но только в финале, который моментально превращает «Прибытие» из просто любопытной научной фантастики в один из лучших фильмов года. Чтобы избежать спойлеров, далее попробую высказываться аккуратно.
Новый фильм Вильнева, как хороший и честный бутерброд, состоит из двух слоев. На первом, сразу бросающимся в глаза, все очевидно и местами даже банально. «Прибытие» — это медленная научная фантастика про то, как люди пытаются найти общий язык с пришельцами. Что-то среднее между «Космической одиссеей» Кубрика, «Интерстелларом» Кристофера Нолана и, простите, «Древом жизни» Терренса Малика. От первых двух Вильнев берет темпоритм повествования и общую недосказанность сюжета, от третьего — визуальный стиль. В «Прибытии» нет ни впечатляющих спецэффектов, ни пробирающего до костей саспенса и преступно мало сюжетных сюрпризов. Но это довольно напряженный (особенно во второй половине) и нечеловечески красивый фильм — оператор Брэдфорд Янг («Сельма», «Жертвуя пешкой»), разумеется, не Эммануэль Любецки, на работы которого он тут, конечно, равнялся, но местами «Прибытие» выглядит просто феноменально. И это при том, что все события фильма разворачиваются более-менее в трех декорациях, две из которых — это помещения.
«Прибытие» — это картина о силе и воле человека. О том, что лишь единицы могут принять свою судьбу, даже не самую счастливую и благополучную. Такой фатализм в целом не свойственен Голливуду, в котором обычно идут на ура фильм про силу духа и про то, что человек сам вершит свою судьбу. «Прибытие» проговаривает другую мысль — что только смирившись со своей участью, ты наконец начнешь обращать внимание на самое важное в жизни. Найдешь свою любовь, призвание, любимую профессию и так далее. И никогда не будешь жалеть о прожитом, даже если твое счастье будет совсем недолгим.
В этом плане «Прибытие» кардинально отличается от той же «Космической одиссеи» или «Интерстеллара», масштабных фильмах, в которых поднимались грандиозные проблемы мироздания. «Прибытие» камернее, тут проблемы человечества сначала сужаются до судьбы одного героя, а потом выветриваются из фильма вовсе.
Вильнев, повторюсь, — далеко не самый мой любимый режиссер. В предыдущих картинах у него как минимум не всегда удавалось изящно сводить все нити воедино. О фатальных его промахах вообще не буду говорить — сегодня совсем не хочется. «Прибытие» до поры тоже кажется слишком медленным, слишком банальным, слишком непримечательным или, например, слишком холодным или сентиментальным фильмом (этих претензий можно наскрести сколько угодно). Больше игрой в искусство, чем, собственно, самим искусством. А потом оказывается, что Вильнев, как гигантская лазерная пушка, на протяжении двух часов, пока инопланетяне и люди общались символами, просто накапливал мощь, чтобы выстрелить из всех орудий по зрителю в финале. Концовка «Прибытия» — один из самых эмоциональных и мощных эндшпилей за год. Нужно быть совсем черствым человеком, чтобы не прослезиться или хотя бы не выдохнуть грустно в финале этой выдающейся картины.
Еще пару недель назад, казалось, что сиквел «Бегущего по лезвию», который будет снимать Вильнев — дурацкая затея. Сейчас, после фильма, сомнения остались, но появилась надежда.
И последнее: я обычно на «Мужиках» в конце года составляю десятку лучших фильмов года. Не все картины отсмотрены, не все еще добрались до проката, но я знаю уже сегодня одно наверняка: судьба «Прибытия» предрешена — фильм займет в ней одно из самых выигрышных мест.
«Прибытие» выйдет в российский прокат 11 ноября 2016 года.