Что будет, если образы католических святых соединить с самой дикой латиноамериканской наркокультурой? Получатся современные ретаблос — религиозные картины, с помощью которых мексиканцы благодарят своих небесных покровителей за удачу в жизни.
В далеком прошлом люди заказывали художникам запечатлеть их благодарность высшим силам по поводу обильного урожая или крепкого здоровья близких. Современные жители Мексики говорят «спасибо» святым наркоторговцам за то, что дядя Хуан выпутался из заварушки с копами невредимым и смог прихватить с собой пару килограммов кокаина.
«Благодарю Хесуса Мальверде за спасение меня от гибели. Когда мы добрались до Калифорнии, мой проводник обезумел из-за большого количества принятых наркотиков.
Я вверил свою судьбу Хесусу и смог спастись и убежать. Этим ретабло я показываю то чудо. Хосе П. Художник: Альфредо Вильчис, 1990».
«Благодарю Пресвятую Деву за то, что Мистико выиграл чемпионат по борьбе без правил, победив Атлантиса на Арене Мехико. Художник: Альфредо Вильчис».
«Хесус Мальверде, благодарим тебя за твою защиту и покровительство. Больше часа мы провели в тяжелом противостоянии, и, когда у нас уже почти закончились пули, мы смогли удрать целыми и невредимыми, прихватив товар. Пабло Аурийя. Неизвестный художник, 1975».
«Благодарим святого Хесуса Мальверде за то, что послал нам хороший урожай марихуаны. Нам удастся выручить за него много денег и накупить себе коров и поросят. Хуан и Хосефа Мирта. Художник: Сельва Прието Саласар».
«Святому Сердцу Иисуса посвящаю я это ретабло в благодарность за то, что моя жена так и не узнала, отчего меня на самом деле хватил инфаркт. По ночам я подглядывал за своей свояченицей, когда она уходила спать.
Она раздевалась и фотографировала себя на телефон. Меня это так безумно возбуждало, что мое сердце не выдержало. Теперь мне лучше, и я ничуть не раскаиваюсь. Это было здорово, и никто у меня этого не отнимет, ведь до чего же хороша чертовка. Подглядывающий. Художник: Альфредо Вильчис, 2002».
«Когда я возвращался с концерта, то наткнулся на каких-то подонков, которые хотели обуть меня. Но они ничего от меня не получили. Тогда один из них выхватил пушку и приставил к моей голове. Я схватил его, выхватил пистолет, но другой в это время пырнул меня ножом. Я упал и почувствовал себя отвратительно.
Эти двое были явно под наркотиками. Тут тот первый поднял пистолет и собрался прикончить меня. В этот момент я взмолился Святому Архангелу Правосудия. Внезапно появился один мой приятель, и эти двое бросились наутек, не убив меня. Славно, что вовремя их остановил, дружище. Художник: Альфредо Вильчис».
«Святой Себастьян, благодарю тебя за то, что мой отец наконец понял меня и принял мою гомосексуальность. Он позволил мне жить своей жизнью и благословил меня. Я тоже понимаю его, ведь я его единственный сын, но я не виноват, что я родился таким. Это моя судьба, и я ничего не могу с этим поделать. Рикардо. Художник: Альфредо Вильчис, 1980».
«Пресвятая Дева Гваделупская, благодарю тебя за исцеление моего мужа Филимона от ужасной лихорадки и диареи, которые случились с ним после долгого запоя. Он помирал, и ничто ему не помогало. Я вверила его тебе, и теперь он здоров. Доминга. 21 декабря 1934».
«Мой сын Фортино переносил бочки с порохом, одна упала и взорвалась. Он чудом убежал и спасся. У твоих ног благодарим за это чудо. Семья Гарсия. 1959».
«Благодарю Господа Ивового, что мой муж Макарио больше меня не бьет. Вдобавок он перестал напиваться, и теперь мы очень счастливы. Фелиса Монтес. 1960».
«Слава тебе, Господи, что наконец на этом углу я повстречал любовь всей моей жизни. Что было прежде, мне не важно. Я влюбился в нее, как только увидел. Я попросил ее выйти за меня замуж, и она приняла мое предложение. Поскольку я — сирота, без братьев и сестер, даже без собаки, то теперь, после долгих лет одиночества, она наполнит мою жизнь любовью и нежностью. Хувентино Роча, 1990».
«Благодарю Пресвятую Деву Хукилианскую за виагру и за избавление от тягостного недуга. Теперь я могу удовлетворить свою супругу в постели. Никакие средства мне не помогали, и тогда я вверился тебе и попробовал виагру. Теперь мы очень счастливы. Посвящаю тебе это ретабло за спасение нашего брака. Роберто Койоакан. Конец 1990-х».
«Рамон Тейес преподносит это ретабло Святому Патрику в благодарность за личное знакомство с Мелом Гибсоном во время съемок фильма, проходивших в его штате. И он даже поучаствовал в массовке».
«Пес моих сыновей любил ходить с ними на прогулки. Но так как он был очень толстым и неуклюжим, однажды он оступился и упал. Благодарим Деву Сапопанскую, что мальчикам удалось его спасти, и бедное животное не слишком сильно ушиблось».
Определить, где в этих ретаблос реальная благодарность от людей, а где глум художника — практически невозможно. Истории, где святому говорят «спасибо» за то, что тот уберег упавшую с обрыва толстую собаку от серьезных травм, выглядят странно, а байки про наркотики — совсем уж дико.
Впрочем, средневековые сюжеты тоже зачастую имели примитивный характер. Крестьяне тогда благодарили за простые блага в быту и на поле, а вот истории с наркотиками появились недавно, когда Мексика погрузилась в пучину войн картелей с полицией и между собой.
Наркотики стали частью жизни Мексики и превратились в нечто настолько естественное и обыденное, что стали появляться и нарко-святые, вроде Хесуса Мальверде, которого почитают как главного покровителя работников наркоторговли.
Да и чему удивляться, ведь многие из нас помнят, насколько странным было отношение криминала к религии в 90-е годы в России. Разве что икон с братвы не писали. Вроде бы.