Как часто вы задумываетесь о том, насколько быстротечна жизнь? Сколько в ней моментов, которые действительно стоят того, чтобы их прожить, и сколько в жизни нелепых случайностей, которые могут запросто ее оборвать?
Обычно такие мысли посещают в очень странных местах: на унитазе, в душе или когда вы едете в маршрутке в соседний город, зачем-то представляя себе внезапную аварию, в котором вы обязательно погибнете. И что тогда будет с родственниками? И зачем мне нужно было это высшее образование? Для чего я ругался с девушкой по пустякам?
Если это знакомая ситуация, обязательно прочитайте комикс «Daytripper». Его авторы Фабио Мун и Габриэль Ба перенесли эти вопросы бытия в нарисованный мир, где каждый так или иначе отчасти узнает себя и сможет поразмышлять об экзистенциальности.
Daytripper (2010)
Путешественник на день
Сюжет комикса строится вокруг человека по имени Брас. Он работает в одной из бразильских газет, где занимается некрологами. Его отец — известный писатель, да и сам Брас с детства грезил карьерой известного романиста, и не особо хотел быть автором колонок о незнакомых мертвых людях.
Десять эпизодов лимитки «Daytripper» не имеют линейного повествования — каждая серия захватывает определенный возраст главного героя, причем выстроено все случайным образом. Вот ему одиннадцать и он хочет поцеловать девочку, с которой играет в прятки на даче у бабушки. Вот ему сорок один, и умирает отец. В двадцать пять лет Брас оказывается с другом на курорте и знакомится там с девушкой, мечтой всей его жизни, но в тридцать он уже полностью погрузился в новую любовь.
В конце каждого выпуска читателя ждет странный реверанс от авторов — герой неизменно умирает, и также неизменно воскресает в следующем эпизоде. Браса сбивает автомобиль, когда он радостный бежит на свидание; его воздушный змей путается в проводах, и он умирает от удара током и все в таком духе.
Данный ход может показаться странным, но он работает весьма интересным образом. Мрачный финал каждой истории из жизни Браса — эмоциональный удар, впечатывающий прочитанное тебе в голову. Нет никакого смысла в том, что главный герой делал, если в конце он все равно умрет, но в «Daytripper» каждая смерть — скорее фантазия о том, что могло быть.
Вот мы мечтаем о невероятном будущем, а тем временем грузовик, который собьет нас именно сегодня, уже выехал на привычный маршрут, где конечная точка — мы. Или пилот самолета, на котором мы летим, вдруг умрет от сердечного приступа. А может жизнь закончится из-за случайно оторвавшегося тромба. Короче говоря, перспектив великое множество.
В жизни нет бессмысленных дней — есть быт, к которому ты привык. Но стоит чьей-нибудь истории оборваться на твоих глазах из-за случайности, ты начинаешь дышать глубже, обычная вода становится вкуснее, а страхи — абсурдными.
Каждый раз, доходя до финала истории, ты по-новому обдумываешь только что прочитанное. Смерть героя не превращает все в банальную драму, а становится восклицательным знаком, придающим куда больший вес рутине, с которой все мы каждый день сталкиваемся.
Может показаться, что комикс полностью состоит из соплей с сахаром, приправленных кризисом среднего возраста, от которого страдают авторы, но это не так. «Daytripper» — это полотно, на котором представлена жизнь одного человека, со всеми ее маленькими глупостями. Динамика подачи и нелинейность превращают историю о, казалось бы, ничем не примечательном мужчине в настоящее исследование бытия и времени — неумолимых и конечных для каждого.
Чему учит «Daytripper»? Ценишь ли ты все моменты своей жизни или нет, она все равно однажды закончится, поэтому к ней нужно почаще и повнимательнее присматриваться. Иначе есть риск вообще эту жизнь не заметить.