Январские каникулы подошли к концу — самое время подвести итоги 2014 года. В этом материале Андрей Загудаев рассказывает о десятке лучших фильмов, которые появились в российском прокате в прошлом году. Среди них — фильм с одним актером, космический эпос от кумира молодежи и две прощальные работы классиков мирового кино.
10 место — «Лок» / Locke
История полуторачасового фильма «Лок» разворачивается в салоне автомобиля. В кадре — единственный герой, собственно, Айвен Лок (выдающаяся работа британца Тома Харди). Он едет в Лондон, чтобы успеть на роды своей любовницы. Ему звонят все — от жены и детей до коллег по работе — и за полтора часа, что он проводит в машине, его жизнь меняется до неузнаваемости. «Лок» — великолепный пример минимализма в кино, когда лишь за счет актерской игры и великолепного сценария, картина попадает точно в цель. Несмотря на всю простоту, фильм Стивена Найта — пожалуй, самый необычный и смелый участник десятки. Но главное, что нужно знать про «Лока» — это картина, от которой просто невозможно оторваться.
9 место — «Интерстеллар» / Interstellar
Душещипательная семейная драма Кристофера Нолана, декорированная под монументальный космический эпос для кинотеатров IMAX. Долгое время фильмы британского режиссера отталкивали своей математической выверенностью, но «Интерстеллар», кажется, первая работа Нолана, которая может выдавить из зрителя слезу (см. момент с плачущим МакКонахи). А еще «Интерстеллар» — это один из немногих фильмов в редком жанре «чем больше экран, тем лучше». Поэтому если вы пропустили картину Нолана в кинотеатре, то спешу расстроить — должного впечатления на вас «Интерстеллар» может и не произвести. Все-таки бескрайним космическим просторам тесно даже на экране самого большого телевизора в мире.
8 место — «Два дня, одна ночь» / Two days, one night
Новая — пусть и не самая выдающаяся — работа бельгийских супер-режиссеров, братьев Дарденн. Камерная, копеечная драма о совести, которую в «Двух днях» играет оскароносная французская дива Марион Котийяр. Фильм Дарденнов — буквальный рассказ о уикенде работницы небольшого предприятия, который она тратит на разговоры с коллегами. Дело в том, что в пятнице сослуживцы проголосовали за увольнение девушки и у нее есть всего два дня, чтобы переубедить их. Дарденны не стараются удивить зрителей, но к рассказу истории подходят, как всегда, с маниакальной точностью. Все разговоры сняты одним планом, да и превращение Котийяр на экране превосходит все ее предыдущие работы вместе взятые. Один из двух главных (второй — «Интерстеллар») фильмов про родителей.
7 место — «Грань будущего» / Edge of Tomorrow
Фильм-видеоигра от Дага Лаймана с Томом Крузом в роли главного героя, которому по сюжету судьба дарует уникальную способность воскрешения в одной и той же временной точке. Самый лихой и смелый (наряду со «Стражами галактики») блокбастер, который выглядит и воспринимается, как идеальный памятник современной гик-культуре. При этом «Грань», в отличие от «Стражей», кино очень неглупое, в котором на каждый спецэффект приходится точная авторская метафора или, простите, аллюзия. Словом, если вы устали от супергеройского бурлеска, завоевавшего все кинотеатры, «Грань будущего» — прекрасное лекарство, чтобы вернуть веру в большое, грохочущее голливудское кино.
6 место — «Внутри Льюина Дэвиса» / Inside Lewin Davis
Новая картина братьев Коэн — про фолк-сцену США до появления на ней Боба Дилана. Как очень часто у Коэнов, «Внутри Льюина Дэвиса» — история простака-дурачка, собственно Льюина Дэвиса, который пытается как-то ужиться с жизненными обстоятельствами и проблемами. И как всегда у братьев-режиссеров, местечковая история про не слишком удачливого человека в какой-то момент превращается почти в библейскую притчу с трагичным, но и очень поучительным финалом. В ироничном мире «Внутри Льюина Дэвиса» находится место и смешному, и грустному, и прекрасной музыке, и великому Джону Гудману в эпизодической роли — одному из лучших актеров второго плана в истории кино.
5 место — «Исчезнувшая» / Gone Girl
Как казалось перед релизом «Исчезнувшей», Финчер решил пойти по собственной проторенной дорожке. Взял за основу криминальный бестселлер, пригласил Трента Резнора и Аттикуса Росса к синтезатору, включил любимые холодные фильтры — и вот готов очередной образцовый триллер для впечатляющего портфолио режиссера. Однако, гений Финчера заключается еще и в том, что американец постоянно учится, совершенствуя свой авторский почерк на протяжении всей карьеры. Поэтому на фоне «Зодиака» и «Исчезнувшей» его ранние триллеры — например, «Игра» — выглядят слишком простыми, пусть и захватывающими фильмами. В «Исчезнувшей» Финчер решил дать Хичкока и своровал (в хорошем смысле) у британца прием из «Психо», согласно которому ровно в середине картины случается главный сюжетный поворот. Но главное, конечно, что в «Исчезнувшей» за ширмой ледяного триллера скрывается пронзительная семейная драма про брак и про то, что именно происходит с людьми после того, как они надевают кольца и клянутся у алтаря в вечной любви.
4 место — «Выживут только любовники» / Only Lovers Left Alive
Джим Джармуш вернулся, когда почти все поставили на нем крест. Спустя пять лет после странных «Пределов контроля», про которые сейчас вспоминают разве что из-за (как всегда) прекрасного саундтрека, Джармуш выпустил почти невесомую, невероятно поэтичную драму о вечной любви двух вампиров. Между ними — несколько тысяч километров — он в США, она — в Марокко, — но их сердца бьются в унисон и нет более любящих и близких друг другу людей. «Любовники» — это не просто история любви, но и сатира на творцов, авторов и другую интеллигенцию, которая существует в пределах своего собственного мирка. Вместе с «Исчезнувшей» картина Джармуша является главным фильмом о любви в 2014 году.
3 место — «Отрочество» / Boyhood
Фильм Ричарда Линклейтера, который, скорее всего, получит через месяц все важнейшие «Оскары», формально не выходил в прокат в России в 2014 году. Однако, картина перед новогодними праздниками появилась в легальных цифровых сервисах, поэтому не включить ее в список было невозможно. «Отрочество» — настоящий кинороман, фильм, который Линклейтер снимал 12 лет с одними и теми же актерами. Такой подход превращает простую человеческую и семейную драму в почти документальное кино исполинских масштабов, в котором не разобрать — где актерская игра, а где реальные эмоции. Формально «Отрочество» — картина, в которой ничего не происходит, но это впечатление ложное. При ближайшем рассмотрении оказывается, что это фильм о бегущем вперед на всех порах времени, которое любой из нас безрезультатно пытается если не остановить, то хотя бы чуть замедлить.
2 место — «Трудно быть богом»
Последний фильм классика советского и российского кино Алексея Германа-старшего. Картина, к которой Герман, по его собственному признанию, шел около 50 лет — сразу после публикации исходного романа братьев Стругацких. «Трудно быть богом» — один из немногих фильмов, который требуют всего вашего внимания, и который нужно пересматривать несколько раз. Герман — гений, который декорирует внутренности своего произведения с маниакальным усердием. Это невероятно сложное, многослойное высказывание про отсутствие будущего и трудности современного времени. Мир «Трудно быть богом» одновременно замкнут и уникален, но при этом похож на то, что мы видим за окном. Задолго до выхода фильм оброс легендами, главная из которых заключалась в том, что произведение Германа может вообще никогда не добраться до зрителей. В общем, слава богу, что этого не случилось.
1 место — «Ветер крепчает» / Kaze Tachinu
Заключительная работа японского гения Хаяо Миядзаки, по нашему мнению, — лучший фильм 2014 года. В отличие от сказочных предыдущих картин автора, «Ветер крепчает» взрослая и очень трагичная история. В центре сюжета — рассказ о японском конструкторе Дзиро Хорикоси, идеалисте, который мечтал стать летчиком, но из-за плохого зрения стал создавать самолеты. По иронии судьбы его главное произведение — «А6М Зеро» — стал любимым самолетом японских камикадзе и принес немало бед человечеству. Несмотря на трагизм, «Ветер крепчает» — невероятно легкое, поэтичное произведение, в котором без труда угадывается и уникальный визуальный стиль Миядзаки и волшебная музыка Дзё Хисаиси. В впечатляющей карьере японского аниматора, возможно, были и более выдающиеся ленты, но только в «Ветер крепчает» чувствуются какие-то неведомые токи, не позволяющие забывать об этой удивительной работе даже спустя много месяцев после просмотра.