В японском языке есть такое понятие — «кинцуги», искусство реставрации разбитых чаш. Причем их трещины и сколотые края не маскируются, а, наоборот, подчеркиваются. Сломанное, надтреснутое и испорченное вдруг становится красивым. Бракованность вещи оказывается не недостатком, а преимуществом.
Эти фотографии сделаны в период с 1935 по 1939 год и, как видно, все они бракованны. На каждой красуется странная черная дыра, которая засасывает все внимание зрителя.
История этих фотографий драматична. В 1935 году, когда Великая депрессия была в самом разгаре, правительство США создало агентство, целью которого было оценить масштабы катастрофы и при этом понять, чем живет их народ во времена кризиса. Во все концы страны были отправлены сотни фотографов, которые отсняли 175 тысяч снимков, настоящую летопись 30-х.
Бюрократы из агентства обошлись с большинством снимков самым варварским образом. Забракованные негативы были пробиты дыроколом, фотографии как бы «убили». Однако негативы не были уничтожены и остались в хранилище библиотеки Конгресса.
Фотографы, работающие над летописью Великой депрессии, были поражены этим варварством и проклинали бюрократов. Но теперь, спустя почти сотню лет, мы видим в этих фото не просто испорченные снимки. Черная дыра стала частью эстетики и сблизила эти фотографии с японским кинцуги.
А еще почти все они выглядят чертовски жутко:
На многих фотографиях Черная дыра пробивает небо и все выглядит так, словно над Америкой взошло черное солнце:
Хотя видно, что люди продолжают жить своей жизнью. Не слишком сытой и благополучной, но, все же:
По ужасной иронии фотографии были забракованы за то, что они «не отражают реального положения дел в стране». Однако именно дефект, нанесенный чиновниками, подчеркнул ощущение безнадеги и кризиса, в который погрузилась Америка. Черная дыра, идеальная метафора Великой депрессии, стала главным героем всех этих снимков.