Миллионы просмотров на YouTube, баснословные продажи цифровых копий альбомов, а также концерты и туры перед многотысячными толпами по всему миру — все это про новых звезд современного хип-хопа. Вот только речь не о привычных западных исполнителях, а о талантливых парнях из Азии, которые сейчас взрывают мировую рэп-сцену.
С чего началась новая волна азиатского хип-хопа
Когда в начале 2016 года Rich Brian выпустил свой клип на трек «Dat $tick», почти никто не мог понять, как к этому относиться. То ли все это всерьез, то ли в шутку. Говорили, что все это творчество в скором времени превратится в мем и будет разлетаться по интернету лишь в виде смешных картинок и цитат.
Представители музыкальной индустрии тоже не понимали, как он сможет завоевать поклонников, и считали, что такое «заигрывание» со стилем в скором времени прекратится, а о нем никто больше и не вспомнит. Но в итоге «Dat $tick» стал хитом и за два месяца собрал 19 миллионов просмотров на YouTube и 10 миллионов прослушиваний на Spotify (сейчас у него чуть больше 102 миллионов просмотров).
Это дало сильный толчок для молодых исполнителей, которые в поисках своих слушателей пришли на стриминговые сервисы. И дали направлению название — новая волна азиатского рэпа.
Еще с начала двухтысячных в хип-хоп индустрию пытались пробиться многие артисты азиатского происхождения. В 2004 году MC Jin с композицией «Learn Chinese» попытался протиснуться на музыкальный рынок. Никто из продюсеров тогда не хотел иметь дело с артистами не американцами только потому, что они не могли ассоциироваться с музыкальными представлениями того времени. Однако тогда MC Jin смог приблизиться к заветной мечте — большой аудитории, забравшись со своим альбомом на 54 место в топ Billboard 200.
В 2010 году в США началась новая волна интереса к культуре Востока — многие стали смотреть аниме, читать мангу, учить японский и играть в азиатские видеоигры. Многие музыканты с помощью своих блогов в Tumblr и Twitter пытались догнать и понять эту тенденцию: делали если не музыку, приближенную к культуре Восточной Азии, то хоть как-то пытались воссоздать ее искусственным путем — с помощью обложек микстейпов (например, обложка альбома у Bones и Xavier Wulf — ダサい) или отсылок в текстах своих песен к популярным азиатским мультфильмам (например, к Dragon Ball Z).
Самым известным любителем японской культуры является Robb Bank$. В своем интервью для NewTimes Broward он пояснил, что в его детстве среди афроамериканцев увлечение аниме и мангой считалось «не крутым», и именно поэтому культура азиатских стран среди рэперов не так популярна.
В тот же год, когда Rich Brian получил признание, многие профильные издания предрекали скорую повальную моду на азиатскую музыкальную индустрию не только ориентированную на Америку, но и за ее пределами. Тогда же говорили, что новая волна азиатского хип-хопа — это «мощный ответ и средний палец» K-Pop и J-Pop.
Кто они
Основу новой азиатской сцены составляют парни из Японии и Южной Кореи. Остальные, из Индонезии, Китая, Вьетнама и других стран — идут следом.
Keith Ape
Одним самых известных представителей музыкальной новой волны является Keith Ape из Южной Кореи, который в 2015 году взорвал эфир на Западе и завладел умами многих слушателей с синглом «It G Ma».
После триумфа Keith Ape гастролировал по всей Америке и выступал вместе со многими звездами западной трэп-сцены — XXXTentacion, Young Thug, Desiigner и многими другими. «Его концерты были настолько круты и энергичны, что, если бы он выступал на Олимпиаде, то с легкостью получил бы золото», — писал Кайл Крамер из Noisey.
Rich Brian
Спустя год после Keith Ape на сцену вышел ни для кого тогда неизвестный исполнитель — шестнадцатилетний Rich Brian (настоящее имя Брайан Имануель).
Брайан родился в Индонезии в семье адвоката, но его родители еле-еле могли оплачивать кредиты и учебу еще троих детей. Как признавался сам Брайан в интервью Forbes, ему было важно найти любые способы, чтобы заработать хоть какие-то деньги. Он начал карьеру с коротких видео на Vine, выучил английский по видеозаписям о кубике Рубика на YouTube и американских рэперов таких, как Tyler, The Creator и 2 Chainz, а затем и сам сел за написание треков. В феврале 2016 года он выпустил «Dat $tick», который и принес ему популярность.
Сейчас Rich Brian выпускается на лейбле 88rising, а в феврале 2018 года у него вышел неплохой дебютный альбом «Amen».
Dumbfoundead
Doumbfoundead (настоящее имя Джонатан Парк) — американский рэпер корейского происхождения, который вырос в Лос-Анджелесе. С раннего детства он впитывал в себя культуру Западного побережья. Начиная в 2000 году с рэп-баттлов, он долгое время искал себя и пытался найти различные пути для продвижения. Затем он обратился к актерскому мастерству, но, к счастью, ненадолго.
В какой-то момент он перешел на YouTube, где успешно публиковал свои треки, а в 2016 году выпустил дебютный альбом We Might Die. Он очень понравился критикам, и от Dumbfoundead многие ждали продолжения успешной карьеры за пределами социальных сетей. Сейчас Dumbfoundead — главный представитель корейского рэпа не только в Штатах, но и в самой Корее.
В своих треках он поднимает проблемы американцев азиатского происхождения: низкая зарплата, ужасные жилищные условия для рабочих и культурные проблемы. При этом сохраняет связь с традициями и помогает южнокорейским группам расширить свою аудиторию за пределами своей родины благодаря своему собственному лейблу BORN CTZN.
BTS
BTS — коллектив, впервые в истории южнокорейских групп попавший в Billboard Top 100.
Совсем недавно на трек BTS вышел весьма крутой ремикс от Стиви Аоки и Disiigner под названием «Mic Drope».
Higher Brothers
В Китае культура хип-хоп андеграунда также развита и интересна. Одна из таких групп — Higher Brothers. Наплевав на запреты и цензуру, они умудряются делать солидный трэп.
На родине они стали настоящими звездами «невидимой» сцены — в начале карьеры выступали лишь на закрытых вечеринках и только подпольно. Благодаря той же 88rising они стали известны всему земному шару, выпустили клип вместе с Joji, который принес им дополнительную известность, и представили свой дебютный альбом в 2017 году Black Cab совместно с Keith Ape, Famous Dex и J Mag.
joji
joji (он же Filthy Frank, он же Pink Guy, он же Джордж Миллер) — личность достаточно известная, однако мало кто знает, что этот весельчак еще и рэпер. В 2017 году он стал сотрудничать с 88rising, взяв себе псевдоним joji.
Еще до 88rising, в 2015 году, он выпускал свои композиции на SoundCloud. Изначально все его творчество было частным и долгое время его профиль был скрыт от сообщества, а сам он занимался каналом TVFilthyFrank. В 2017 году он выпустил очень меланхоличный альбом In Tongues.
Suboi
Настоящий старожил хип-хопа — исполнительница под псевдонимом Suboi из Вьетнама. Еще в 2008 году она зарекомендовала себя как классный битмейкер.
К слову, стартовала она одновременно с Keith Ape, но тогда ее релиз остался незамеченным. Звук у нее резкий и в то же время очень плавный, что немного «гипнотизирует». Однажды ей удалось выступить перед Бараком Обамой, когда тот был с визитом во Вьетнаме.
MKIT RAIN
MKIT RAIN — корейская группа, которая выступает в противовес BTS. Они энергичны, злы и полны решимости перевернуть индустрию.
В их клипах в каждом кадре акцентируется внимание на дорогих вещах, а в треках они читают о том, что на лишнюю сотню тысяч баксов они отправятся прямым рейсом в Сеул и взорвут там каждый клуб своей музыкой.
Кто стоит за новой волной азиатского хип-хопа?
В 2017 году мода на новую волну азиатского хип-хопа в Америке только лишь росла и совершенно не стремилась останавливаться. И в немалой степени это заслуга именно 88rising.
«Многие люди часто спрашивают, 88rising — что это? Только ли канал на YouTube? Лейбл? Крупная компания? — говорит Шон Мияширо, основатель 88rising, в интервью для Pitchfork. — На самом деле, 88rising — это все в одном. Мы пытаемся показать миру более яркую картинку современного искусства и жизни азиатских стран. Мы просто делаем это. Мы живем этим».
Три года назад Шону Мияширо вместе с подругой пришлось выселиться из общежития в Медицинском Колледже Альберта Эйнштейна в Нью-Йорке. Он любил поздно ложиться спать и громко слушать музыку, а в комнатах общежития стены были тонкие, и он постоянно ругался из-за этого с соседями.
Ночью Шону, чтобы никому не мешать, приходилось уезжать на многоуровневую парковку у «Макдональдса», ловить вай-фай, слушать «странный, но очень крутой рэп из Кореи и Индонезии». Эта парковка была его офисом, его кабинетом — машина, а обедом и ужином — картошка и гамбургеры из того же «Макдональдса».
Еще в колледже Шон знакомил своих одногруппников с корейскими музыкантами, которые загружали свои треки на SoundCloud и YouTube. После он работал в VICE News и выпросил у Шейна Смита, основателя Vice Media, создать отдельный сайт, где бы можно было рассказывать о новых веяниях в мире электронной музыки и новичках в этой большой игре. Так появился сайт Thump.
Полтора года назад Шон покинул редакцию и решил, что сосредоточится исключительно на 88rising. На тот момент у него было несколько удачных открытий — это Keith Ape, Rich Brian и Doumbfoundead.
Сегодня Шон Мияширо владеет крупной компанией, которая имеет офисы в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе и Шанхае. Он и еще двадцать четыре сотрудника практически ежедневно рассказывают людям со всего земного шара о новых звездах современной музыки. Сегодня 88rising сотрудничает со многими площадками (например, с Boiler Room), делает клипы и занимается звукозаписью.
Между Западом и Востоком сейчас происходит настоящий музыкальный обмен. То, что на первый взгляд кажется лишь развлечением и в какой-то степени шуткой, на самом деле является сочетанием двух культур. Такое сотрудничество может привнести очень многое в современную жизнь. Не только в мир музыки, но и в литературу, кино и даже в обычное общение между представителями двух разных частей света.
К тому же, разве рэп должен быть черным и сосредоточенным исключительно на социальной несправедливости? Если раньше этим занимались Kanye West и Tyler, The Creator, то теперь в индустрии произошли серьезные изменения. Развитие рэпа сейчас очень динамично и новые лица, которые нам открывает 88rising, тому подтверждение. Именно они и являются доказательством того, что рэп сейчас это не только про Америку и афроамериканцев. Это про весь мир.