Премьер-министр Новой Зеландии Джасинда Ардерн выступила с обращением к нации, в котором предложила стране сократить количество рабочих дней. По ее мнению, 4-дневная рабочая неделя станет ответом на вопрос о том, как восстановить экономику после пандемии и вообще, простимулирует общество, сделав его здоровее. Пока это только предложение, пусть и от главы страны. Но взлетевшие рейтинги Ардерн подсказывают, что введение ее инициативы — лишь вопрос времени.
Свое предложение премьер-министр высказала в фейсбуке, указав на то, что 4-дневная рабочая неделя должна стать компромиссом между работодателями и работниками. Как глава правительства, она рекомендует эту схему, поскольку та в конечном итоге простимулирует экономику страны.
Но как это послабление сделает страну богаче? Джасинда Ардерн говорит о том, что это подстегнет внутренний туризм, который практически загнулся во время пандемии. Кроме того, премьер-министр верит, что три дня отдыха сделают людей более сконцентрированными, полными сил и продуктивными. По ее оптимистичной прикидке это с лихвой компенсирует «потерянные» рабочие часы.
«Я бы настойчиво порекомендовала гражданам подумать об этом, особенно, если вы работодатель и имеете возможность осуществить это, — заявила Ардерн — подумайте, может ли это сработать на вашем рабочем месте, потому что это, безусловно, поможет туризму по всей стране».
При этом в истории с пандемией Новая Зеландия отделалась малой кровью. Страна довольно рано ввела жесткий карантин, так что на 5 миллионов населения здесь было всего 20 смертей, и за последние несколько дней не выявлено ни одного случая заражения. Благодаря этими мерам новозеландцы уже вышли из режима карантина, и восстанавливать страну по-стахановски им не придется. К этому стоит добавить, что за последние сто лет у Новой Зеландии не было главы правительства с более высокими рейтингами, чем у Джасинды Ардерн. А после этого заявления они выросли еще больше. Иными словами, у эксперимента неплохие шансы на реализацию.
4-дневная рабочая неделя — не уникальная идея. У британских лейбористов в 2000-е она вообще была одной из ключевых фишек политической программы. А премьер-министр Финляндии Санна Марин называет сокращение недели долгосрочной целью социал-демократической партии. Даже японская федерация бизнеса Кейданрен порекомендовала крупнейшим компаниям перейти на 4-дневную рабочую неделю — пока только во время эпидемии.