В детстве у меня был сборник северных сказаний — невероятно странные и иногда просто жуткие мифы вымирающих народов. Достойное место там занимал экзотичный алеутский фольклор, который вбирал в себя элементы североамериканских и эскимосских культур. А теперь печальная новость: 4 октября умер последний носитель алеутского языка в России, 86-летний Геннадий Яковлев. Об этом в своем телеграм-канале сообщил губернатор Камчатского края Владимир Солодов.
Яковлев жил в селе Никольском на острове Беринга (единственное в России место компактного проживания алеутов). Он более тридцати лет руководил национальным ансамблем «Унанган», писал песни на русском и алеутском.
«Огромная потеря для нашей страны, которая еще раз подчеркивает значимость усилий по сохранению языков коренных народов Камчатки и нематериального наследия», — пишет губернатор в своем телеграм-канале.
Алеуты — крайне примечательная народность. Они живут на Аляске, алеутских и Командорских островах у побережья Камчатки (это уже Россия). Они принадлежат к арктической расе и в целом напоминают эскимосов, однако при этом в их культуре много элементов, роднящих их с североамериканскими индейцами. В их национальном костюме есть как эскимосские парки, так и жесткие шляпы из древесной коры, ярко раскрашенные на манер тлинкитских.
В XVII веке алеуты были довольно многочисленным (по меркам Арктики, конечно) народом: от 15 до 17 тысяч человек. В свое время они умудрялись давать жесткий отпор европейским и русским колонистам. Однако карательные экспедиции и привезенные болезни сделали свое дело: сейчас в США живет всего около 2300 алеутов, на Камчатке — 540 человек. Из всех них лишь 150 человек владеют языком, да и те живут на Аляске. Последним носителем языка в России был Геннадий Яковлев.
Кстати, возвращаясь к фольклору, на «Арзамасе» есть прекрасная статья, воспоминания епископа Иннокентия, который был свидетелем ритуала изгнания дьяволов:
«Действие это называлось «ку́ган ага́лик», то есть «являются дьяволы». Тайна его была известна одним только взрослым мужчинам, которые, под страшною угрозою смерти, хранили ее верно и не смели открывать ни жене, ни матери, ни милой любовнице; иначе не только никакое родство не могло спасти предателя от поносной смерти, но даже отец сына и сын отца мог и должен был убить безнаказанно, если узнает, что тот передает эту тайну женщинам. Посвящение в это таинство молодых мужчин было не иначе, как тогда, как они придут в совершенный возраст, и делалось через дядю или через отца. Алеуты так крепко хранили тайну этого действия, что до самого просвещения алеутов христианством ни одна женщина не знала о нем; с принятием христианства, оставя все противное и неприличное оному, открыли и тайну своего действия — явления дьяволов.
Действие это происходило следующим образом: когда алеуты вздумают или увидят надобность сделать такое представление, то заблаговременно распределяют всем и каждому свои роли и свое место действия и проч., и поутру, в день самого представления, одна часть мужчин, долженствующая представлять дьяволов, уезжает из селения на два дня или более под видом промысла зверей; а другие, остающиеся дома, когда наступит поздний вечер, вдруг, как будто в каком-то испуге, начинают прислушиваться или представляют, что они будто что-то предчувствуют худое, и тем наводят страх на женщин, которых отнюдь не выпускают на улицу будто из опасения.
Спустя несколько времени после первого действия испуга слышен бывает глухой, необыкновенный шум, происходящий на улице; тогда мужчины избирают из своей среды храбреца и посылают на улицу посмотреть, что там такое. Тот едва успевает выйти, как в ту же минуту вбегает назад в величайшем страхе и ужасе и говорит: скоро явятся дьяволы…». Дальше читайте на «Арзамасе» (передирать текст полностью — это уж как-то слишком).