Дональд Трамп прошел Masss Effect: Andromeda за феминистку-трансгендера. Илон Маск создаст устройство, которое покажет, насколько вы миллениал. Мясоедство — это сексизм или расизм? Исламские террористы взяли на себя ответственность за ошибку на «Оскаре».
В 2016 году на тот свет отправилась чертова прорва знаменитых артистов, произошел Брексит и выиграл Трамп, так что стало каким-то общим местом считать его худшим годом со времен Великой чумы. Но если рассуждать о временах и нравах, то, глядя на медиа, 2016 не идет ни в какое сравнение с тем, что происходит в 2017. В этом году СМИ коллапсировали, их затянуло в черную дыру за горизонт событий, и теперь они не могут выбраться из этой гравитационной аномалии, которую сами же и создали.
Следить за трендами и доить их за шершавое вымя — это нормально для любого издания. Новости и инфоповоды — изменчивая вещь и если сегодня с ними не густо, то всегда можно вспомнить про то, что на слуху и разыграть этот мелкий козырь. Надо просто подождать, пока в очередной Кракожии произойдет госпереворот или очередной режиссер поменяет пол.
Но с 2016 по 2017 Великая Гармония Хреновых Новостей нарушилась: тренды начали довлеть; они перестали уходить в небытие и начали накапливаться. Слишком мощно выстрелившие события продолжают доить день ото дня и количество этих событий растет. В результате излишне раздутые тренды вызывают запор новостного кишечника, который в идеале должен очищаться сам, постоянно выбрасывая старые новости наружу.
И Трамп, и Брексит, и смерти известных артистов, и косяки «Оскара» были для журналистики словно один нескончаемый праздник, карнавал инфоповодов, Марди Гра халявных новостей. Но обжорство за праздничным столом всегда оканчивается плохо. Перистальтика оказалась нарушена, и теперь мы имеем то, что имеем. Это как если бы какой-то умник догадался провести «Оскар», Чемпионат мира по футболу и выборы президента прямо в День влюбленных. Все новостные ленты были бы забиты только этими очевидными событиями, ни о чем ином бы просто не писали. Менялись бы только комбинации, в которых совмещались одни и те же инфоповоды. В каком-то смысле именно все и произошло в нашем случае.
Представьте себе День сурка, в котором вы открываете новостную ленту, где Трамп снова пообещал выстроить стену вокруг игр в «раннем доступе», а Диана Шурыгина опять предпринимает попытки поехать на Евровидение. И так каждый, мать его, день. В фильме герой Билла Мюррея разучивает все повторяющиеся день за днем события, пока путем проб и ошибок не находит алгоритм, который помогает ему выбраться из западни. Но как именно это сделать в случае с коллапсом трендов?
Просто взять и всем вместе перестать писать о шайа-лабафо-трампо-брексите — не вариант: весь этот гумус продолжает приносить плоды и доходы. В результате, найти в игровом издании статью про политику США, мигрантов или трансгендерофобию почти так же просто, как в журнале «Вопросы иммиграции и трансгендерофобии». Спасибо хотя бы на том, что никто больше не пишет про вейперов и No Man’s Sky.
Рубрика «Понедельник начинается с дичи» могла бы дать ответ на этот вопрос, но ничего не вышло. Когда-то она возникла как пародия на трэшовые СМИ, где мы попытались скрестить «Новости Уродска» с ныне загнувшимся каналом Redneck News. К сожалению, теперь, всего с полсотни выпусков спустя, эти пародии кажутся не такими абсурдными, многие и вовсе ждут от них какого-то объективного отражения реальности. Сколько не старайся выдать максимальный неадекват, это все равно будет слишком мало отличаться от того, что найдется в ленте «серьезных изданий». Постмодернистский угар (при всей нашей к нему любви) устарел для этих целей, стеб и злое ерничанье перестали быть универсальным лекарством.
Кажется, единственный вариант справиться с трендоугодничеством — это писать о трендах постоянно, жадно и с упоением, так, словно ничего кроме них не существует, до тех пор, пока не начнется глобальное информационное опорожнение и следующая за ним даосская пустота. Конкретно мне это помогло невероятно. Только что, буквально на ваших глазах, благодаря этому тексту.