Любите природу, она восхитительна. Например, в Коста-Рике обитает вид пчел, которые питаются падалью. Им неинтересна пыльца и растения, они едят мертвую плоть и делают из нее мед. Причем этот мед получается сладким на вкус и даже съедобен для человека. Ученые говорят о том, что это — единственный подобный вид, и он уникален по многим причинам.
Эти пчелы называются «пчелы-стервятники» или Trigona и, судя по всему, их превращение в брутальных мясоедов началось с поражения. Они проиграли конкуренцию за пыльцу растений с другими видами, были вытеснены, но сумели приспособиться благодаря кардинальным изменениям в своей микрофлоре.
Остальные пчелы уже 80 миллионов лет находятся в симбиозе с одним и тем же набором микробов, которые живут в их желудках и помогают переваривать растительную пищу. А вот плотоядные пчелы по составу кишечной микрофлоры оказались близки гиенам, грифам, стервятникам и прочим падальщикам.
Пчелы-стервятники способны есть мясо благодаря карнобактериям и лактобациллам, которые помогают расщепляют мертвую плоть, а заодно защищают организм этих насекомых от токсинов и опасных бактерий, которые в изобилии встречаются в протухшем мясе.
Еще одно приспособление, которое позволяет пчелам-стервятникам быть эффективными падальщиками— «корзинки» на задних лапках. Ординарные пчелы переносят в них пыльцу, но эти научились таскать в них мясо в свои ульи. Кроме того у них на жвалах появились «зубы», помогающие пережевывать добычу. Жал у Trigona нет, но укусы их жвал очень болезненны из-за того, что на них обитают опасные микробы, заражающие раны.
Удивительнее всего то, что мед, сделанный из мяса, безопасен для человека, в нем нет патогенов. Это происходит потому, что пчелы-стервятники соблюдают правила гигиены. Они хранят принесенное из рейдов мясо, тщательно изолировав его от запасов меда.
Остается вопрос: можно ли такой мед есть вегетарианцам?