На Netflix вышла «Армия мертвецов» — вторая лента Зака Снайдера про зомби. Дмитрий Соколов рассказывает, как режиссеру «300» и «Лиги справедливости» вновь удалось качественно выступить в жанре зомби-хоррора.


Зомби-эпидемия охватывает Лас-Вегас, но правительство США вовремя устанавливает карантинную зону, вывозит выживших, а затем ограждает город защитной стеной, заперев орды живых мертвецов в ловушке. Вечно карантин продолжаться не может: несмотря на авиаудары по зараженной зоне, популяция зомби в Вегасе не уменьшается, так что власти решают сбросить на город атомную бомбу — как раз 4 июля, на День независимости. В это же время владелец одного из самых роскошных казино Лас-Вегаса собирает команду наемников, которым нужно вывезти из зараженного периметра оставленные в сейфе $200 миллионов — до того, как от города останутся радиоактивные обломки. Как и следовало ожидать, в процессе выполнения операции не по плану пойдет примерно все.


«Армия мертвецов» долгое время пребывал в производственном аду. Впервые о нем заговорили еще в 2007-м, после выхода «300 спартанцев», успех которых доказал большим студиям, что Снайдер способен эффективно работать с крупнобюджетными проектами. Потом съемки неоднократно переносились, менялись прикрепленные к фильму режиссеры и актеры, а сам Снайдер пережил семейную трагедию и на несколько лет ушел из профессии. Наконец в 2019-м Netflix купил права на дистрибуцию у Warner Bros. и проект сдвинулся с мертвой точки. Снайдер в итоге не только срежиссировал фильм, но также стал одним из продюсеров и соавтором сценария, а вдобавок — еще и оператором. Так что «Армия мертвых» — фильм в каком-то смысле слова авторский, где Снайдер имел максимум возможного контроля над творческим процессом.

И именно по этой причине в «Армии мертвецов» очень хорошо видно, на что способен Зак Снайдер, если его не зажимать в рейтинговых или бюджетных тисках. Во-первых, это (ожидаемо) очень красивое и стильно снятое кино, в котором яркость «Запрещенного приема» превосходно сочетается с жестокостью «300 спартанцев». Во-вторых, несмотря на внушительный хронометраж в 2,5 часа, это динамичное кино с хорошо выверенным темпом, где кровавые перестрелки перемежаются более спокойными драматическими и юмористическими эпизодами. Наконец, в-третьих, здесь исключительно смачный и разнообразный экшен, и вот об этом аспекте стоит сказать особо.

В основе своей «Армия мертвецов» — гибрид фильма об ограблении и зомби-хоррора. Сплав этих разнородных компонентов обеспечивают именно экшен-эпизоды. Ограбление казино здесь — не тщательно продуманный план взлома сейфа (как в каком-нибудь «Медвежатнике» или классическом «Воре»), а ураганный налет на локацию, доверху набитую стремительными зомби (как расширенная версия той самой сцены из «Схватки», только с зомби вместо полицейских). При этом сценарий не ограничивается обычными живыми мертвецами: помимо них есть другие, более быстрые и умные зомби, предводительница которых сыграет важную роль в сюжете. А ее партнер в какой-то момент станет напоминать зомби-версию царя Леонида, ведущего на бой верную ему армию — только уже мертвую. Еще нам покажут зомбифицированного тигра, но он здесь скорее для экзотики. А вот что касается экшена, то Снайдер очень хорошо чувствует ритм событий, и вовремя переключает динамику. Напряженный стелс среди впавших в спячку зомби, рукопашная схватка в замкнутом пространстве лифта, ураганный расстрел наседающих отовсюду толп нежити — вот лишь некоторые наиболее яркие моменты в длинной череде актов высокохудожественного насилия, которыми богата «Армия мертвецов».

Зак Снайдер за работой.

Есть ли в фильме недостатки? Разумеется. Проработка персонажей (а их тут немало) хромает на обе ноги. Более-менее запоминаются разве что главный герой в исполнении Дэйва Батисты («Стражи галактики»), да немецкий взломщик сейфов Дитер (Матиас Швейгхофер), обожающий Вагнера. Цель одной из героинь, ради которой она отправляется в невероятно опасное путешествие внутрь карантинной зоны, вроде бы достигнута, но толком мы об этом не узнаем. Под конец один из наемников умудряется выжить в обстоятельствах, мягко говоря, крайне неблагоприятных для любого живого организма сложнее таракана — Индиана Джонс, прятавшийся в холодильнике от атомного взрыва, умер бы от зависти, глядя на такое. Но все это не более чем досадные помарки на эпическом полотне, которые не режут глаз, и выглядят вполне простительно на общем фоне. Зомби-хорроров такого масштаба не снимали уже очень давно, и приятно видеть, что Снайдер по-прежнему кое-что понимает в разухабистом и кровавом экшене. Его новый фильм — «Рассвет мертвецов» на стероидах: еще больше зомби, еще больше бюджета, еще больше крови. Иными словами, все, что нужно продолжению отличного кино про зомби.