В Израиле произошел самый крупный и дерзкий побег за последние 23 года. Шестеро палестинцев сбежали из тюрьмы строжайшего режима, почти как в «Побеге из Шоушенка» — через вырытый лаз, а затем через дренажную систему. Беглецы до сих пор не найдены, и даже сами израильские полицейские признают, что те, скорее всего, уже достигли безопасных палестинских территорий.

Заключенные делили одну камеру в тюрьме Гильбоа на севере Израиля. Среди беглецов пять членов «Исламского джихада», а также высокопоставленный лидер палестинского ополчения «Бригады мучеников Аль-Аксы». Побег произошел в ночь на понедельник.

Судя по результатам расследования, мужчины сбежали через душевую, расположенную в их камере. Они зашли туда в 1:30 утра и подняли некий тяжелый предмет, который закрывал дыру в полу. Затем все прыгнули туда, попав в тоннель, который вел на свободу.

В следующий раз на камеру они попали, выскочив из ямы на другом конце тюрьмы. Яма оказалась всего в нескольких метрах от стены, прямо под сторожевой башней, где спал один из дежурных охранников. Ни один из охранников в диспетчерской не заметил, что заключенные сбежали. Это обнаружили лишь в 3:30 утра. К этому времени они, скорее всего, уже достигли Западного берега реки Иордан. В этом общественности признался сам министр общественной безопасности Израиля Омер Барлев.

Полиция считает, что беглецы направились в Дженин, город на севере Западного берега, где проживают их семьи и где палестинская администрация, признанная международным сообществом, практически не контролирует ситуацию. Достаточно сказать, что в последние недели боевики в Дженине открыто воевали с израильскими силами.

Как именно был создан лаз — неясно. Согласно одному из предположений, заключенные использовали ржавую ложку из столовой, которую прятали за плакатом в своей камере. По другой гипотезе беглецы могли просто обнаружить брешь в стене, и им оставалось лишь расширить ее, что позволило забраться в дренажную систему тюрьмы. При этом им удалось не вызвать подозрений (ни до, ни во время побега) у 40 охранников и целой стаи сторожевых собак.

Известно, что четверо из беглецов (их возраст — от 26 до 49 лет) отбывали пожизненное заключение. Еще одним из них был Закария Зубейди, который в 2000-х годах был обвинен в организации нескольких террористических актов на территории Израиля. В 2019 году его арестовали, и в Гильбоа он находился в ожидании приговора суда. Примечательно, что незадолго до побега пенитенциарная служба классифицировала всех шестерых сокамерников как особо опасных и готовых к побегу.

На данный момент беглецы не пойманы. Их ищет полиция, армия и агенты израильского агентства внутренней безопасности «Шин Бет». Город Дженине оцеплен двумя сотнями блокпостов. Несмотря на слова министра общественной безопасности Израиля Омера Барлева, который обещает поймать беглецов, шансы этого уже довольно малы.