Случайные обзоры столь же вальяжны и расслаблены, как и вы после майских. В этом выпуске: Виктор Зуев советует офигеннейшую игру Emperor of the Fading Sun, Владимир Бровин смотрит фильм «Скрытая крепость» и ловит невероятный кайф, а Петр Сальников советует идеальный светодиодный фонарь для походов в деревенский туалет.
Emperor of the Fading Suns
Космическая стратегия 1997 года, способная удивить и сейчас
Игру создали разработчики из студии Holistic Design, которые подошли к делу невероятно серьезно. В первую очередь они подписали Билла Бриджеса и Эндрю Гринберга, которые работали над ролевой вселенной World of Darkness. Да, той самой, где происходят события компьютерной игры Vampire: The Masquerade — Bloodlines. Вместе с этими джентльменами Holistic Design создали собственную настольную ролевую игру Fading Suns («Гаснущие светила»). То есть работа над компьютерной игрой и ролевой системой шли одновременно. В итоге Holistic Design выкатила в 1997 году сразу два продукта: видеоигру Emperor of the Fading Suns и кодекс правил для ролевой игры Fading Suns, которая жива до сих пор.
Проработанный лор — это первое, на что обращаешь внимание, запуская Emperor of the Fading Suns. Густая и мрачная sci-fi вселенная, отсылающая сразу к «Дюне», «Основанию» Азимова и Warhammer 40K. Тут есть все: умирающая вселенная, общий упадок, космическое средневековье, жестокие и могущественные пришельцы, интриги и борьба за власть.
Глобальная задача игрока — стать Императором, ни больше ни меньше. Есть сложность: место Императора вакантно, и на него претендуют все остальные правящие дома. Для того, чтобы стать Императором, нужно стать Регентом (выборная должность), а потом объявить о своем вечном правлении изумленной публике. Остальные дома этого не простят и попытаются силой скинуть узурпатора с трона. В начале игры предлагают выбрать один из пяти правящих домов, каждый со своим набором достоинств и недостатков. Как и в ролевой игре, здесь можно выбрать себе парочку дополнительных перков и вообще пересобрать изначальные характеристики.
Кратко игру можно описать как сплав Master of Orion и Civilization. И это не преувеличение. На глобальной карте все по классике: россыпь планет с расчерченными маршрутами между ними. Тут все понятно, ничего сложного. Посылаем космические флотилии между точками, получаем сообщения, управляем экономикой и наукой, занимаемся дипломатией.
Но как только флот достигает планеты, начинается самое интересное. Перед нами открывается карта в стиле Civilization и примерно такого же размера. Вы не ошиблись, это поверхность планеты, где разворачиваются не менее важные события, чем в космосе. Тут можно строить города и разные другие сооружения, передвигать боевые юниты, отправлять разведчиков и инженеров в неизведанные места, захватывать чужие постройки, находить артефакты, создавать торговые караваны (и грабить тоже).
А сейчас внимание! каждая захваченная вами планета представляет собой отдельную игру в Civilization. Просто представьте, всего есть 46 планет, и на каждой что-то происходит. Почему это так важно? Давайте посмотрим, как здесь происходит захват планеты. Сначала нужно выиграть сражение в космосе, после этого организовать высадку на нужном плацдарме на поверхности планеты. После этого начинается отдельная партия в Civilization, где противник и не думает сдаваться, а, например, эвакуируется на другой континент, где начинает отстраиваться и всячески партизанить.
Вам нужно не только захватить главную базу противника на планете, но и установить полный контроль над всеми ее землями. Но и это не гарантирует спокойствия. Как вам такой мув: тайно высадиться на планету вашего соперника и попытаться организовать саботаж и диверсии, при этом вы будете лично направлять вашего диверсанта. Или тайно построить базу в горах, откуда потом поддержать вторжение основных сил. При этом игра предлагает какой-то бешеный набор юнитов: тут вам и танки, и артиллерия, и космодесант, и самолеты, и кого только нет, и все это в нескольких видах. Планетарная часть игры — абсолютно полноценна в этом плане.
Не забываем про политику и интриги, тут есть где развернуться. Помимо пяти основных домов, в игре есть нейтральные фракции. Торговая Лига — местные негоцианты, которые скупают ваши ресурсы, а при хорошем отношении могут наложить торговое эмбарго на соперника. Симбиоты — космические мрази, пожирающие все вокруг и перед угрозой которых надо бы сплотиться, но не тут-то было. При должном умении можно натравить Симбиотов на соперника и наблюдать, как горят его миры. Вау — высокоразвитая цивилизация пришельцев, с которыми лучше дружить и обмениваться ценными технологиями. В игре есть даже свой Патриарх, который возглавляет местную Церковь. Дело в том, что церковники пристально наблюдают за развитием домов и не дай Господь (или кто у них там) нарушить священные правила. Церковь считает некоторые технологии запретными и если игрок будет ими злооупотреблять, то его родной мир окружат корабли Инквизиции. Кстати, если поддерживать с Церковью хорошие отношения, можно попросить объявить запретными какие-то конкретные технологии. Обычно те, что использует ваш соперник, конечно.
А еще в игре есть столичная планета Византиум Секундус, где расположены представительства всех пяти домов. В случае, если кто-то решит узурпировать императорский трон, на поверхности планеты развернется противостояние сразу пяти воинств. А еще в игре есть выборы, где нужно грамотно манипулировать соперниками, предлагать взятки, давать обещания и стараться заполучить важные должности. А еще можно развивать мутации, строить киборгов. А еще можно устраивать орбитальную бомбардировку…
«А минусы будут?», — спросите вы. Куда ж без них. Игра 1997 года. Это, пожалуй, главный. Игра выглядит ровно так, как вы себе представляете 1997 год в видеоиграх. Иллюзий питать не надо. Второй минус напрашивается сам собой: если игра такая крутая, то почему о ней никто не знает? Игра не взлетела в свое время по обидной причине — вышла недоделанной. В игре было много сырых моментов и откровенных багов. За десятилетия вышло множество патчей, в том числе и от сообщества. Недавно вышла GOG-версия, которая включает в себя последние исправления. Также есть моды (самый известный — Hyperion), которые существенно улучшают игру. Например, добавляют воздушный транспорт, которого нет в оригинале и солдаты по континентам ходят пешком.
В любом случае, перед нами уникальная и штучная работа. Если вы знаете другую стратегию, где воплощены все эти механики, то напишите об этом в комментариях.
9/10, Виктор Зуев
«Скрытая крепость»
Фильм, на основе которого Джордж Лукас снял «Звездные войны»
Честно говоря, дожил до седой бороды (и груди), но так и не посмотрел «Звездные войны». Глянул фрагментарно ту часть, где Джа-Джа Бинкс и гонки, и Кира Найтли в роли шамаханской царицы. Все откладываю до того момента, когда у меня будут внуки. Но вот что я знаю точно: сам Джордж Лукас однажды обмолвился, что по сути слямзил идеи из двух источников: книги «Тысячеликий герой» религиодведа Джозефа Кэмпбелла (к слову, офигенная) и фильма «Скрытая крепость» 1958 года.
К книге однажды вернемся, так что давайте о фильме. «Скрытая крепость» — приключенческий фильм Акиры Куросавы, который потрясающе смотрится даже сейчас, на 4K-телевизоре. Черно-белый, но яркий, простой и наивный, но безумно увлекательный и освежающий. В нем есть невероятно крутые битвы, выразительные герои, кайф, угар и неожиданно много веселья.
Здесь много своеобразного юмора, за него отвечают два персонажа-трикстера, которых обожаешь, но хочешь избить до полусмерти одновременно. Есть и зрелая патетика, за которую отвечает персонаж Тосиро Мифунэ, истинный король огня. Есть мой личный краш — принцесса клана Акидзуки в исполнении борзой и дикой Мисы Уэхары. Короче говоря, идеальное развлекательное кино на вечер. И у меня есть сильное ощущение того, что я кайфанул от него больше, чем когда-либо кайфану от «Звездных войн».
Смесь плутовского романа и самурайского махача — так бы описал все в двух словах.
10/10, Владимир Бровин
Светодиодный фонарь «Трофи» PA-101
Да будет свет за 500
Будучи обладателем хижины в лесу, я нередко продаю глаза в специфических отделах хозяйственных магазинов. В прошлом году, затариваясь уличными электрическими приборами, я на сдачу купил ручной фонарь «Трофи». Цена в районе 500 рублей не сулила никаких чудес. Фонарик работает на встроенном аккумуляторе, который заряжается напрямую от розетки. Буквально никаких проводов. С помощью специального рычажка из корпуса выезжает вилка. При необходимости ее можно удлинить простейшим переходником (лежит в коробке).
Свет у РА-101 тускловатый, но дальнобойный. И хотя на ближней дистанции фонарь проигрывает даже лампочке айфона, его мощности хватает, чтобы в кромешной темноте разглядывать верхушки гиганстких сосен. Не говоря уж о таких простых вещах, как дойти до уличного туалета. Айфон это все-таки не фонарь с удобной ручкой.
Самой приятной неожиданностью стала живучесть аккумулятора РА-101. Дом был законсервирован в ноябре, открыт в апреле. Фонарь все это время просто лежал на подоконнике в морозных сенях. От первого же прикосновения он включился, как ни в чем не бывало, и продолжил добросовестную службу.
8/10, Петр Сальников