На прошлой неделе вы наверняка могли слышать про Uncut Gems — новый фильм братьем Сахди, где на первых секундах которого герою Адама Сэндлера делают колоноскопию. Как минимум потому, что «Неогранённые драгоценности» с неделю висели на главной Netflix. Кроме того, что это очень неожиданная роль Сэндлера (а то и вовсе лучшая), а братья Сахди умеют создать в своем кино нехилое напряжение, у фильма есть еще одна яркая особенность, которая это напряжение поддерживает — саундтрек.
Больше всего музыка к «Неогранённым драгоценностям» напоминает «Бегущего по лезвию», что само по себе является лучшим комплиментом, который может получить саундтрек. Но написал его не Вангелис, а человек по имени Даниэл Лопатин, также известный как Oneohtrix Point Never. На страницах нашего издания он фигурировал как один из изобретателей вейпорвейва — его запись Chuck Person’s Eccojams стала чуть ли не первой в жанре. О чем мы не писали, так это о том, что фамилия Лопатин — на самом деле русская. Отец Дэниэла— Леонид Лопатин, в молодости играл в ленинградской группе «Летучий голландец», пока не эмигрировал в США; мама преподавала музыку. С детства окруженный правильными звуками, Лопатин доверху обложился синтезаторами, на данный момент записал уже девять альбомов и пребывает с ними на передовой авангардной электроники.
«Неогранённые драгоценности» — вторая работа Лопатина в кино. Первая тоже была с братьями Сахди — над фильмом «Хорошее время». Тогда он с первой попытки стал признанным мастером в области саундтреков: в 2017 году музыку к фильму отметили Золотой пальмовой ветвью в Каннах.
Братья и Лопатин настолько угорели по совместному творчеству и результату, что решили продолжить эксперименты в новом фильме.
Лопатин пишет музыку непосредственно к событиям фильма, стараясь передать настроение героев и атмосферу вокруг, значимость тех или иных моментов. Для этого музыкант и Джош Сахди часами заседали в студии, просматривая материал, под который Лопатин что-нибудь наигрывал на своих синтезаторах. Не обошлось без заимствований: например, в одном из эпизодов фильма, где герой Сэндлера ссорится с подружкой, играет едва узнаваемая 88-я симфония Гайдна, которой Лопатин придал «космическое» звучание.
Ассоциация с Blade Runner тоже не случайна: для саундтрека Лопатин использовал синтезатор, при создании которого компания Moog вдохновлялась именно музыкой Вангелиса.
Помимо громких слов о смелости, которая нужна для написания такого саундтрека (как правило, режиссеры предпочитают так не заморачиваться), Лопатин признается, что одним из самых ценных моментов в работе над фильмом было написание музыки к эпизодам, где фигурируют баскетбольные «Селтикс» — он вырос в Бостоне и с детства был их фанатом. «Лично для меня было самое главное, — полушутя рассказывает Лопатин. — Там в фильме показывают крупным планом чемпинский перстень «Селтикс», а на фоне играет моя музыка. Это невероятно».
Больше о саундтреке к Uncut Gems можно узнать из этого небольшого документального фильма: