Депрессивный и раскатистый блэк-метал-проект «Сивый Яр» состоит из одного человека по имени Владимир и существует уже с 2006 года. Владимир живет в Ленинградской области, топит за язычество и честно выпускает по альбому в среднем раз в два года. Правда, в 2013-м к нему присоединился ударник. На песню «Горе» с одноименного альбома «Сивого Яра» вышел мрачнейший клип, смонтированный из фрагментов нескольких фильмов, и мы решили посмотреть, что же у него внутри – картины стоят более подробного рассказа.
В основу клипа легла идея, которая тревожила автора еще до создания песни — передать неискоренимую боль русской деревни от вечного бесправия, выразить ощущение вечной изолированности от той части общества, которая традиционно принимает решения, устанавливает и меняет правила. Просмотрев фильмы, речь о которых пойдет ниже, Владимир сваял из фрагментов отдельное мощное произведение. Картины, кадры из которых составляют «Горе», повествуя о совсем разных эпохах, будь то 13-й, 18-й или 20-й века, кричат об одном. Как ёмко отметил Лемми Килмистер, глядя на проносящуюся за окном поезда Россию, «сраный болтун Ленин ничего не изменил в жизни крестьянина».
Не лишним будет также дополнить рассказ о «Горе» отзывом владельца немецкого блэк-металлического лейбла Eisenwald:
«Это о скорби и чаяниях русского крестьянства, о его бесконечной и священной трагедии. Слова композиции вдохновлены стихами Ганина, Кондратьева, Клычкова и других представителей новокрестьянского направления поэзии Серебряного века, также принявших мученическую участь».
Ниже расскажем о самих фильмах, которые вдохновили «Сивый Яр» и выступили материалом для их клипа.
«Андрей Рублев», 1966, реж. Андрей Тарковский
Один из величайших исторических фильмов наряду с чешской «Маркетой Лазаровой», шедевр Андрея Арсеньевича Тарковского рассказывает о том, из какого кровавого и мрачного сора черпал вдохновение великий иконописец в средневековой Руси. Брат, идущий на брата, связанный Никулин, которому татарин факелом прижигает лицо, выколотые глаза, расколотая топором голова насильника, жестокость и зверства как норма жизни. Отдельно отметим сожженную живьем корову, благодаря которой фильм до сих пор всплывает в спорах о допустимости насилия над животными в кино, вместе с «Адом каннибалов» и «Дау. Дегенерация». А еще почти между делом Тарковский коснулся темы шаткого симбиоза религии и язычества. В одной из сцен молодой Рублев (великолепный Солоницын) наблюдает за резвящимися голыми юношами и девицами в ночь накануне Ивана Купала и испытывает греховное смятение. Вереница обнаженных язычниц, бредущая по ночному полю, как раз перекочевала в клип. Правда, буквально через несколько минут на них обрушится православный гнев.
«Прощание», 1981, реж. Лариса Шепитько, Элем Климов
Мрачную драму по повести писателя-деревенщика Валентина Распутина «Прощание с Матёрой» и с музыкой Альфреда Шнитке должна была снимать Лариса Шепитько, но после ее трагической гибели остался только сценарий и одна сцена с горящим вековым деревом – все остальное воплотил ее муж Элем Климов, который через четыре года выпустит самый жесткий отечественный хоррор о Великой Отечественной войне. Относительно современная история села Матёра на острове на Ангаре, которое власти должны затопить, несмотря на нежелание стариков покидать насиженные места, становится метафорой уничтожения старого мира новым. Старуха Дарья (Стефания Станюта) просит перевезти с кладбища останки родителей, но наступает сезон дождей, сроки затопления сокращаются – заботиться о мертвых нет времени, живым и так тяжело. Сначала мародеры спиливают могильные кресты, затем жители деревни сжигают свои избы. Скорбную Дарью, трогающую мох, полыхающие срубы и, конечно, древнее древо можно увидеть в клипе «Сивого Яра». И в ч/б это выглядит особенно внушительно.
«Яр», 2007, реж. Марина Разбежкина
Второй художественный фильм заслуженной документалистки Марины Разбежкиной по мотивам ранней повести Сергея Есенина. Главный герой бросает беременную жену и переезжает на противоположный берег реки и очень удивляется, когда случайно ее там встречает на танцах в избе. А потом в фильме мрут почти все – кто случайно тонет на мельнице, кого стукают обухом топора, а кого и душат за красивые синие бусы, под цвет глаз.
Чувствуется документальная закалка: никаких красот костюмного кино или актерского выпячивания, в кадре сокуровская серость и много влаги, в атмосфере – сплошная безнадега. При этом актеры играют сплошь отличные – от Михаила Евланова до Полины Филоненко («Все умрут, а я останусь») и ярко промелькнувшей Светланы Письмиченко, более известной как водительница трамвая и подружка Данилы Багрова из «Брата». В финале по русскому полю экспериментов под первыми хлопьями сердобольного снега трясется в телеге главный герой Карев, который и не подозревает, что все, кто с ним так или иначе пересекся, умерли. Что и говорить, идеальный кадр для блэк-метал-клипа.
«Суходол», 2011, реж. Александра Стреляная
Молодая крепостная крестьянка Наталья украла зеркальце, за что была наказана помещиком Хрущевым – состригли косу и сослали на дальний хутор, чтоб другим было неповадно. Там она встретила интересную богомолку (Роза Хайруллина) и блаженного насильника (Олег Гаркуша), а потом вернулась к хозяйке, сестре Хрущева, слегка поехавшей головой от несчастливой любви. Еще одна экранизация классики, на этот раз Бунина, снята потрясающе красиво (продюсером выступил Алексей Учитель) – каждый кадр просится в рамку и напоминает то ли Тарковского в инстаграм-фильтрах, то ли раннего Питера Гринуэя. В клипе встретятся самые торжественно-мрачные сцены – как, например, ритуальная подготовка баб к свадьбе.
Текст: Дмитрий Карпюк (вступление — Паша Мрачек)