В комедийном сериале «Майти Буш» был отличный момент: шаманы приходят в специализированный супермаркет (на самом деле, просто поляна в лесу), где они закупаются дохлыми летучими мышами, маринованными жабами, сушеными руками висельника и прочей атрибутикой. Как оказалось, подобное место существует в столице Боливии и называется El Mercado de las Brujas — буквально «Рынок ведьм».
Столица Боливии, Ла-Пас, — идеальное место для колдовского рынка. Город расположен в кратере потухшего вулкана на высоте три тысячи метров, так что у многих тут кружится голова и воспаляется фантазия и без всякой магии. А главное, местное население действительно верит в порчу и шаманов, в силу амулетов и языческих ритуалов (и это вопреки всем стараниям церкви). В общем, спрос обеспечивают и сами горожане, и туристы, готовые купить вяленую голову ламы за бешеные деньги.
В El Mercado de las Brujas можно купить амулеты и всевозможную дичь, вроде сушеных жаб или сбитого на дороге броненосца. Можно даже приобрести галлюциногенную аяухаску и листья коки и, судя по тому как процветает этот бизнес, в Боливии на подобное смотрят сквозь пальцы.
Но больше всего туристов удивляет обилие сушеных лам, причем, как правило, детенышей или вовсе эмбрионов этих животных. Почему-то именно это выглядит особенно жутко — даже человеческие черепа не вызвали бы такого недоумения.
Что такого сделали местным шаманам ламы? Почему именно их потрошат на магические амулеты с такой силой? Здесь нужно разобраться в местных верованиях. Дело в том, что на представления боливийцев о магии влияли разные культуры: инки в горах и племена Амазонии на равнинах, католики и инкские жрецы вместе с амазонскими шаманами. В итоге сложилась запутанная система.
Существуют разные виды целителей. Есть, грубо говоря, ведьмы, которые называются «бруха» (в случае если это женщина) и «брухо» (мужской вариант). Это — очень близкие народу и при этом крайне синкретичные товарищи. Они могут использовать в обрядах христианские иконы и кресты и при этом молиться богине плодородия Пачамаме.
Есть другая категория — «каллавайя». Эти — еще интереснее. Они более подкованы в целительстве и несколько напоминают европейских средневековых докторов. Иначе говоря, эти народные врачи неплохо разбираются в целебных травах, могут вправить вам вывих или даже помочь в борьбе с малярией. Считается, что каллавайя происходят от придворных целителей инкских императоров. Есть данные, что они осуществляли хирургические операции еще в первом тысячелетии нашей эры.
Также здесь промышляют «курандеро» — это уже более архаичные колдуны: шаманы и говорящие с духами. Проще говоря, если вас интересовала аяухаска, а не лечение скота или вывиха, то это уже к ним. Курандеро, в свою очередь, делятся на йерберос (специалисты по травам), хуесерос (специалисты по костям и мышцам), партерас (повитухи) и оракьониста (специалисты по общению с духами).
На рынке ведьм прописались целители, которые «плавают» между всеми этими категориями. Можно сказать, что они просто мастера широкого профиля, а можно — что они лишь умело подстраиваются под клиента. Хочет поговорить с духами — пожалуйста, знахарь умело изобразит курандеро. Нужен совет пугливой домохозяйке, которая верит в магию, но боится отступать от христианства — тоже неплохо, можно сыграть роль брухо. А если есть актерский талант, можно изобразить и потомка целителей инкского императора — были бы у клиента деньги.
Поэтому здесь такое количество разных и часто противоречащих товаров: от икон, до сушеных голов и черных свечей для наложения проклятий. Но общий знаменатель всех этих брухас и курандерос — это именно ламы, в этом сказывается влияние империи инков.
Именно ламы — излюбленное животное богини земли, Пачамамы. Эти животные — одновременно любимая еда богов и тягловое животное, которое несет на себе молитвы и просьбы людей. А еще на спине жертвенной ламы душа шамана скачет прямиком в мир духов. В общем, универсальное животное.
Еще один общий знаменатель для всех боливийских знахарей — это чалла, то есть ритуальное подношение. Они считают, что духи и боги не будут говорить с людьми, если сначала не дать им что-нибудь вкусное. Подойдет все та же лама, а также листья коки, сигареты, лакированные безделушки и сладости.
Подношение выглядит так: семья приглашает курандеро или брухо, обычно это связано с важным этапом в жизни, вроде свадьбы или строительства нового дома. Курандеро приносит брасеро — это такой металлический чан, под которым разводится огонь. В чан бросаются все подношения: сушеный детеныш ламы, сигареты, сладости, и все это сжигается. Знахарь и клиенты в это время стоят рядом и курят сигареты и жуют листья коки. С последним сейчас не так просто, но на такой высоте даже выкуренная сигарета может унести вас в страну духов.
Потом, когда подношение сгорит, оставшееся закапывают у дома. И дальше лама по задумке скачет с подарками прямиком к богине земли. И не важно, считают ли себя клиенты христианами, или нет. Иисус просто сделает вид, что ничего не видел.
Знахарь — это почтальон, лама — тягловая сила, а боги — адресаты посылки. Отсюда и такое увлечение тысячами безделушек и, собственно говоря, сушеными ламами.
Когда-то El Mercado de las Brujas был полулегальным рынком и очень небезопасным местом, особенно для чужестранца. Не так уж давно прошли времена, когда за подношения Пачамаме можно было самому отправиться на костер вместо ламы. Однако со временем рынок все больше превращается в туристический аттракцион. Немало этому способствуют, конечно же, энтеогены, которые здесь легко раздобыть.
Забавно, как из культового места знахарей рынок превращается в культовое место для любителей психоделиков со всего света. Например, у берлинской электронной группы Dengue Dengue Dengue есть клип, рассказывающий о злоключениях двух туристок, переборщивших с аяухаской в Ла-Пасе. Где они взяли аяухаску — очевидно: на рынке ведьм El Mercado de las Brujas.
А еще у National Geographic есть неплохое видео об этом рынке (и тоже с отличной музыкой!):