Жанр «метроидвания» — общее название игр, похожих на Metroid и Castlevania. Изначально двухмерные «бродилки», как их называли в магазинах видеоигр и тематических журналах в девяностые, отправляли героя исследовать разделенный на сотни маленьких комнат мир. Отбиваясь от врагов, сражаясь с боссами и решая головоломки, персонаж получал новое оружие и умения, которые открывали доступ к дополнительным локациям. Игрок исследовал мир постепенно, был вынужден регулярно возвращаться на уже пройденные участки и неустанно искать ответ на вопрос «куда же идти дальше».
Одним из визионеров жанра является Кодзи Игараси, известный по сериалу Castlevania — и он же одновременно первый продюсер, кто послал Konami ко всем чертям и отправился делать игры своей мечты. Bloodstained — дебютный проект «свободного» Игараси, куда он заботливо уместил все накопленные за долгие годы службы задумки.
Игараси часто называют «отцом» серии, что ошибочно. В действительности на работу он устроился только в 1990 году — спустя четыре года после выхода первой части. По легенде, он работал над продолжением визуальной новеллы Tokimeki Memorial и встречался с одной из сотрудниц компании (позднее она стала его женой). Она давала ему советы по написанию диалогов в игре, а он во время перерывов играл в Rondo of Blood, над которым трудилась его пассия. Довольно скоро Игараси разочаровался в идее писать слезливые сюжетные линии и попросил руководство о переводе в другой отдел — и его перекинули на разработку Castlevania.
Метроидвании — обычно непродолжительные, но очень глубокие игры, поощряющие дотошное изучение локаций. Bloodstained скорее продолжает традиции жанра, чем старается перевернуть его с ног на голову. В то же время она максимально напичкана всем, что когда-то сделало жанр великим — в том числе и смелыми идеями, органично дополняющими рабочую формулу успеха. Благодаря этому игрок может не подстраиваться под игровой мир, но сделать, например, персонажа идеально подходящим его умениям. Так, в игре есть десятки видов оружия: ботинки для ближнего боя, хлысты, кинжалы, мечи, двуручные мечи, зонтики, пистолеты и т.д. Каждое из них ведет себя абсолютно по-разному и позволяет вручную перестраивать боевую систему под себя. Если нужно, истребление монстров может быть полностью дистанционным, а не хочется — можно эффективно действовать в ближнем бою. Например, двуручные мечи тяжелы, и потому атаки с ними медленные, зато широком махом можно наносить урон на 180 градусов.
Возможно, это прозвучит как восторг на пустом месте, но речь идет о важной части изучения мира. Если не создать условия, в которых игрок не ощущает рост над собой, разницу в подходе, то уровень сложности возрастает катастрофически и простая беготня из комнаты в комнату превращается в стрессовую рутину. Bloodstained дает щедрый инструментарий и позволяет все настроить под себя, что мотивирует больше времени проводить в готических локациях и не так бояться затянутых драк с боссами.
Главная героиня, Мириам, умеет управлять специальными осколками — магическими камнями, дарующими сверхспособности. Это могут быть простые атаки огненным шаром, либо метание копий, либо пощечина гигантским тентаклем, или еще какая-нибудь дрянь. Каждый осколок экипируется в специально отведенные под конкретный тип слоты: дополнительные атака, усиление, направленная атака, фамильяр — летающий за персонажем демон, который тоже сражается с нечистью. Осколки выпадают из противников. Победив монстра, Мириам может забрать его способность и использовать ее в дальнейшем. Многие скиллы добываются исключительно из боссов и без них продвинуться дальше по сюжету нельзя. Так, чтобы перемещать по комнате огромный каменный постамент, нужно получить демоническую руку. Чтобы проскакивать в узкие лазейки или отражаться от зеркал, понадобится умение превращаться в луч света. Наконец, для путешествия под водой могут потребоваться сразу два навыка: первый — воздушный поток из рук, управляя которым, получится погрузиться под воду и исследовать глубины; второй навык даст возможность бегать по дну, пускай и очень медленно.
В других играх необходимость коллекционировать умения спешно навязывается, но здесь это всего лишь приятная опция. Во-первых, многообразие демонов вызывает интерес — хочется узнать, что даст особенно диковинный противник, вроде играющей на электрогитаре демонессы, гигантского демонического кота или собачьей головы на цепи. Во-вторых, в конечном счете получается определиться с собственной идеальной комбинацией скиллов; если лень играть по правилам и полчаса скакать вокруг босса, всегда можно пуститься один за другим поглощать зелья маны и здоровья, и выжигать гада пламенем из пасти дракона (одно из заклинаний, которые доступны с осколками). Именно вариативность именно боевой системы делает Bloodstained увлекательным, затягивающим приключением, в котором весело уже хотя бы просто узнавать и приобретать что-то новое буквально каждый второй экран.
Игараси делал игру для себя и для фанатов своего творчества, поэтому допускал вольные отсылки к интересующим его вещам — иногда юридически спорным, но никто жалоб пока не кидал. Так, одним из бонусов для бекеров на Kickstarter было украшение замка собственными портретами в готическом стиле. На одной из картин можно найти самого Игараси, а если прикоснуться к поставленному рядом стеллажу с книгами, то героиню перенесут в подземелье прямо как в восьмибитной Castlevania. Это и низкий поклон фанатам, поддержавшим идею игры, и довольно серьезный челлендж для новых игроков. В другой момент одним из боссов оказывается огромная кисть, буквально рука из «Семейки Аддамс» на максималках. Где-то в замке прячется демонический цирюльник Тодд, который может изменить героине внешность — отсылка к забытому персонажу Суини Тодду. В библиотеке восседает граф Дракула (Orlok Dracula), который напоминает анимешную, моложавую версию босса из Castlevania. Тот выдает книжки, улучшающие определенные характеристики, но обязательно просит возвращать их после прочтения. Дескать, это библиотека, а не книжный магазин. Позднее выяснится, что он также один из опциональных боссов, и он обязательно припомнит все долги по читательскому билету. Наконец, в подземельях можно встретить рыцаря с лопатой — да, того самого из Shovel Knight. И лопатой тоже можно драться.
Bloodstained балансирует между фансервисом и желанием рассказать о жанре новой аудитории. Первое получается значительно лучше: повествование, юмор, отсылки — для фанатов Castlevania все это как благодарность за верность и любовь к прекрасному жанру. Человека со стороны будет одолевать недоверие: простенькое визуальное оформление вместе со смешной, доисторической анимацией — лишь придирка, а вот первый босс на корабле окажется проблемой посерьезнее. Игра не запрещает маленькие хитрости, но до них надо суметь добраться. Первый же час игры — не самый дружелюбный, и без постоянных запросов в гугле «что делать дальше» новичку никак не обойтись. Потом вы еще будете кайфовать от кастомизации героя, крафта предметов, прекрасного баланса. Здесь вы никогда не встретите ситуацию, когда нельзя одолеть противника из-за разницы в уровне или потому, что вы не выполнили какой-нибудь квест. Но это будет немного позже, а перед этим Bloodstained считает должным окунуть вас в воспоминания о начале двухтысячных. Впрочем, сравнения с признанными эталонами жанра вроде Symphony of the Night пускай останутся на совести фанатов. Сегодня лучше просто порадоваться, что у деда получилось сделать игру, которой он доволен сам. Дед, кстати, ценит себя сверх меры: в одном из DLC игрокам предлагают сразиться с ним самим — и это больно.
Bloodstained: Ritual of the Night вышла на PC, Switch, PS4 и Xbox One. Рецензировалась версия для Xbox One.