В начале нулевых в Counter-Strike играли в каждом компьютерном клубе России: сутками рубились на ящики пива, приклеивали жвачки на монитор, чтобы стрелять из AWP без прицела, и были готовы устроить драку, когда кто-то злоупотреблял кемперством на выходе из канализации на cs_mansion. За 20 лет игра сменила несколько версий и до сих пор остается не просто популярным шутером, но и одной из главных дисциплин в киберспорте.

При поддержке организаторов турнира BLAST Pro Series рассказываем, как «Контра» добилась такого статуса — и почему она до сих пор так крута.

Counter-Strike всегда была крутейшей игрой

В истории CS период небольшой неопределенности был лишь однажды — в момент выхода Source, когда игроки не понимали, переходить ли им в новую версию (где была совершенно иная физика, механика стрельбы и другие мелочи) или остаться в старой-доброй версии 1.6. И если европейцы в основном уходили в новую версию шутера, то в СНГ экспериментировать почти никто не хотел.

Ката de_nuke появилась в одной из первых бета-версий CS и с тех пор претерпела некоторые изменения — но до сих пор играется на турнирах.

В остальном «Контра» никогда не ставила сложных вопросов перед игроком: вот хорошие, вот плохие, иди и стреляй (особо искушенные могут еще ставить/разминировать бомбу или спасать заложников). Этим и прекрасна Counter-Strike — она простая, как три копейки, но если хочешь быть лучшим в своем дворе, то придется попотеть: запомнить места на картах, где простреливаются стены; натренировать стрельбу очередями (она же «спрей») и one tap (когда убиваешь с одного выстрела в голову); научиться бросать гранаты так, чтобы они пролетали через полкарты. Словом, easy to learn, hard to master. 

В 2012 году Valve всерьез взялась за CS и выпустила последнюю на сегодня версию — Global Offensive. В ней появилось много крутых новых фишек — от разных способов бросать гранаты до коктейлей «Молотова» и автоматического пистолета CZ-75, но в остальном это была все та же игра про террористов и спецназ. Поначалу все с непривычки плевались (кто бы сомневался), но не прошло и года, как все повально стали играть в CS:GO.

CS — самая заслуженная дисциплина в киберспорте

Counter-Strike — во всех смыслах уникальная игра и киберспортивная дисциплина. Сейчас это игра Valve, но изначально и ее саму, и любой контент для нее делали энтузиасты. Это же касалось турниров: в начале нулевых ни Valve, ни другие игровые издатели еще не разглядели в киберспорте мощнейший маркетинговый инструмент и не знали, что с ним делать. 

Спустя два года после выхода первой беты, в 2001 году, CS стала официальной дисциплиной на World Cyber Games — своеобразной киберспортивной олимпиаде, которую долгие годы спонсировала Samsung. А в 2002 году к успеху пришла первая русская команда: на турнире в Сеуле команда M19 стала чемпионом мира, обыграв в финале канадцев. За победу наши получили безумные по тому времени $40 тысяч, а еще не скатившийся НТВ снял о турнире отличный репортаж:

Огромный вклад в развитие киберспорта в CS внесла и американская Cyberathlete Professional League: по всему миру она проводила чемпионаты, которые в 2001-2006 гг. считались главными в дисциплине. А еще CPL помогала и самой игре. В какой-то момент CPL поняла, что ей не хватает сбалансированных карт для проведения соревнований и решила делать их сама. Так появились карты cpl_strike и cpl_mill, которые сейчас многие знают как Mirage и Tuscan. Первая появлялась во всех последующих версиях шутера, включая CS:GO, а вот с «Тушканом» возникли проблемы — из-за дизайна ее сложно адаптировать для Global Offensive, где появились зажигательные гранаты.

Со временем турнирных операторов стало еще больше, многие из них до сих пор проводят первоклассные первенства, например, ESL и DreamHack. Появились и новые крутые игроки на рынке — BLAST Pro Series, ELEAGUE, EPICENTER.

Если фишка Overwatch и League of Legends в том, что киберспортом там рулят сами разработчики, то Counter-Strike отлично живется и без Valve. Хотя и она поддерживает киберспорт: для популяризации Global Offensive в свое время разработчики учредили серию major-турниров, а еще стали более чутко реагировать на просьбы комьюнити — оперативнее исправлять баги, дорабатывать античит, освежать пул карт. 

Игроки в CS вышли на запредельный уровень

Если вы с баночкой пива играете в Counter-Strike пару раз в неделю и думаете о карьере киберспортсмена — можете снимать розовые очки. 

Искушенный игрок будет справедливо негодовать, если сейчас посмотрит записи победных игр M19 с WCG 2002 года — команды очень много ошибались и порой принимали крайне несуразные решения. Сейчас все изменилось: киберспортсмены тренируются больше футболистов, а скилл настолько вырос, что уже воспринимается как данность: не умеешь стрелять — ни в одну команду тебя не возьмут.

Вот что творят лучшие игроки в мире. Например, за эти моменты украинец s1mple и бразилец coldzera удостоились персональных граффити на картах Cache и Mirage:

S1mple:

Coldzera:

Отдельное мастерство в CS:GO — умение обращаться с Desert Eagle. В этом очень хороши француз Happy и босниец NiKo:

Happy:

NiKo:

Но крутые хайлайты — это не только стрельба, но и уйма микрохитростей. Например, в четвертьфинале одного из чемпионатов мира команда Fnatic «летела» на решающей карте Overpass со счетом 12:3. Казалось, все кончено, но у шведов была в запасе хитрейшая подсадка, которая выиграла им матч:

Все, включая организаторов, обалдели и не знали, что делать. В итоге судьи предложили переиграть карту, но шведы посчитали это ниже своего достоинства и снялись с чемпионата. Позднее Valve исправила подсадку и добавила граффити-пасхалку: «По стенам не лазить». Таких моментов в истории CS:GO великое множество — и будет еще больше.

Наши — одни из сильнейших в Counter-Strike

В футбольной Лиге чемпионов УЕФА разводит по разным сеткам клубы из Украины и России. В киберспорте это нонсенс: здесь все, кто говорит на русском — наши, политика не работает. Это и русские, и украинцы, и беларусы, и казахи — весь бывший СССР.

Еще в 2010 году, уже на закате Counter-Strike 1.6, появилась украинская команда Natus Vincere, которая сходу выиграла три крупнейших чемпионата и стала лучшей командой мира, а никому не известный тогда снайпер markeloff — лучшим игроком. 

NaVi вынесли всех в 2010-м и продолжают наводить шороху до сих пор. Состав уже давно поменялся — например, сейчас там играют три русских и два украинца — но команда продолжает побеждать, хотя и не так часто: конкуренция выросла до предела.

NaVi уже побеждала на турнире серии BLAST — в Копенгагене в 2018 году. С тех пор в команде сделали одну замену — вместо ветерана Эдварда (справа внизу) в команде играет подающий надежды Бумыч.

Классные команды из СНГ появляются и исчезают — и это естественно. В 2017 году команда Gambit, где играли три казаха, россиянин и украинец, неожиданно для всех стала чемпионом мира, а всего через два года распалась. Совсем недавно россияне из Vega Squadron выносили легендарных Ninjas in Pyjamas с мейджора, а теперь вовсе не проходят на турниры. Зато у нас появились forZe, Syman Gaming и DreamEaters — им как минимум по силам попортить кровь лучшим командам мира.

Индивидуально игроки из СНГ тоже очень хороши. По итогам 2018 года украинец s1mple из NaVi с огромным отрывом стал лучшим игроком в мире: он настолько крут, что брал MVP даже на тех турнирах, где сами NaVi проигрывали. Еще один монстр из тех же NaVi — россиянин electronic. Сейчас он входит в четверку сильнейших во всем мире.

В сентябре мировые звезды CS:GO приедут в Россию

13-14 сентября на турнир BLAST Pro Series: Moscow в московскую «ВТБ Арену» приедут одни из сильнейших команд в мире, две из которых — наши. Чемпионаты BLAST проходят по всему миру — от Дании до Бразилии, и вот теперь они добрались до Москвы.  

Играть будут те самые NaVi, двукратные чемпионы мира MIBR, легендарные Ninjas in Pyjamas с GeT_RiGhT и f0rest, французы Team Vitality с юным монстром ZywOo (по итогам года его вполне могут признать лучшим), и сильнейшие финны ENCE. Еще одним участником первенства станет сильнейший в паре forZe — AVANGAR, их очная встреча тоже пройдет на «ВТБ Арене».

Каждый турнир серии BLAST собирает на трибунах тысячи киберспортивных фанатов

Зачем смотреть турнир на стадионе, если можно врубить Twitch? Причин достаточно. На киберспортивных турнирах отличная атмосфера: команды играют на сцене и порой не сдерживают эмоции, болельщики яростно их поддерживают; матчи показывают на широченных экранах в Full HD — одновременно может идти до трех игр, и так удобно следить за всем происходящим. Вообще У BLAST крайне динамичный формат: за день все команды успевают сыграть между собой, плюс есть шоу-матчи, где профессиональные игроки рубятся один на один, что для киберспорта явление редкое. 

Ну и в остальном скучно не будет: специальным гостем турнира заявлен рэпер Feduk — его песня «27» станет официальным саундтреком чемпионата. 

А еще среди зрителей разыграют поездку на следующий турнир серии, в Копенгагене. Так что даже если CS вам не очень близок, сгонять в Данию — милое дело!

Заказать билеты на турнир можно по этой ссылке. Чем раньше, тем лучше — в сентябре они подорожают.