Blair Witch – вторая игра по мотивам культового хоррора «Ведьма из Блэр», который в 1999 году убедил миллионы зрителей, что в лесу Беркиттсвилль действительно творится чертовщина и породил жанр «Найденная пленка». Первая игра была средненьким эпизодическим клоном Resident Evil и вышла почти двадцать лет назад, новая – симулятор ходьбы с минимум экшена и креном в психологию. Пугать вас будут не монстры, а собственный рассудок, раскрашивающий обычный лес всеми цветами безумия.
Добро пожаловать в Сайлент Хилл! То есть, конечно, в Беркиттсвилль.
![](https://disgustingmen.com/wp-content/uploads/2019/09/02-1024x576.jpg)
У игры мало общего с «Ведьмой из Блэр» – все на уровне отсылочек, упоминаний и необходимости один раз постоять в углу – зато много с Silent Hill и «Лестницей Иакова». Взять хотя бы героя, бывшего полицейского Эллиса. Он приезжает в лес Беркиттсвилль в 1996 году, чтобы помочь в поисках пропавшего мальчика. С собой у него обученная бельгийская овчарка Буллет, рация, мобильник (на нем можно играть в змейку!) и тяжкий груз личных проблем: разлад с женой, посттравматический синдром после службы в армии и какая-то мутная история, связанная с братом пропавшего. Его постоянно что-то гложет, он за что-то не может себя простить. Типичная потерянная душа, такие как раз любит притягивать туманный городок. Все страхи Эллиса, переживания и даже ненависть к себе материализуются в проклятом лесу – под конец сложно сказать, произошло ли все на самом деле, или герой просто заблудился и окончательно поехал кукухой. Думаю, и то, и другое.
Основа игры – блуждания по лесу (очень круто нарисованному, надо сказать) и поиск улик, которые могут привести к пацану. Головоломок почти нет, а те, что есть – элементарные, так что Blair Witch больше все-таки симулятор ходьбы. Ходим-ходим, нашли бейсболку, дали понюхать собаке, она взяла след, бежим за ней – и так от зацепки к зацепке. Через час осознаешь, что ты даже примерно не помнишь, где вообще вошел в лес и как идти обратно. Это, пожалуй, единственное пересечение игры с фильмом – она хорошо передает ощущение: «Черт, я заблудился, что делать?». Остается только идти вперед.
![](https://disgustingmen.com/wp-content/uploads/2019/09/03-1024x576.jpg)
А потом начинает твориться чертовщина. Героя все чаще кроет с жуткими глюками и грань реальности полностью стирается. Эллис начинает находить жетоны своих погибших сослуживцев, по лесу шныряют невидимые монстры, которых нужно высвечивать фонариком, как в Alan Wake. Время суток рандомно меняется; на телефон приходят жуткие СМС с неизвестного номера. Самый кайф – видеокассеты, меняющие реальность. Смотришь запись, на которой человек растапливает печь, ставишь на паузу – огонь в печи и вправду загорелся! Гениальная идея, хотя по-настоящему интересных головоломок на ее основе разработчики не сделали: это больше элемент атмосферы. Но он работает! Когда ночью в лесу всматриваешься в шумную запись, на которой человеку ковыряют голову лопатой, мотая пленку туда-сюда в поисках зацепок, не по себе все-таки становится.
Пика все это достигает во второй половине игры, когда герой находит дом маньяка Растина Парра, в котором заканчивались события оригинальной «Ведьмы из Блэр». Если вдруг не смотрели – в доме Парр расправлялся с похищенными детьми, уводил в подвал парами, одного ставил в угол, а второго убивал. Не особо оригинальная предыстория, но пробирающая. Происходящее в доме – опыт уровня P.T.. Два часа чистейшей психоделики и страха – долгие скитания по бесконечному лабиринту из ободранных обоев и прогнивших досок. Дом то разваливается на части, то наполняется красками и свежеет, будто в нем все еще кто-то живет. Голоса, повторяющиеся комнаты, существа, на которых нельзя смотреть и главное – отсутствие четкой цели. К концу этого забега у меня было ощущение, что проклятие через игру перекинулось на меня и я до конца своих дней просижу с геймпадом в руках, пытаясь выбраться вместе с Эллисом.
Эти два часа оправдывают существование Blair Witch. Она справляется с главной задачей и не важно, какими методами она это делает.
Ведь ради этого мы играем в хорроры, верно? Чтобы почувствовать глубокий ужас. Не сиюминутный испуг от скримера на экране или мелькнувшей в прихожей тени, а стойкое неприятное чувство, пробивающиеся наружу мурашками по спине, остающееся с нами еще несколько часов, а то и дней. Черт его знает, зачем нам это вообще нужно, но душа просит.
![](https://disgustingmen.com/wp-content/uploads/2019/09/04-1024x576.jpg)
При этом поводов критиковать Blair Witch много. Не все пять часов прохождения страшны или хотя бы интересны. Игра тормозит, багует. Она поверхностно относится к собственным механикам – собаке, например, может давать команды, но по факту кроме «Понюхай» и «Ко мне!» ничего использовать не нужно. Можно прицепиться и к общей бюджетности проекта, скрыть ее у разработчиков не получилось. Но главным грехом «Ведьмы» многие сочли неочевидную связь с первоисточником. Все упоминания «Ведьмы из Блэр» из игры легко убрать, а по духу она совсем не похожа на оригинальный фильм – спорить сложно, но я не могу ругать игру за это.
Сделать «правильную» игру по «Ведьме из Блэр» просто невозможно – не позволит сама концепция. Это был снятый на любительскую камеру фильм про студентов, заблудившихся в лесу, столкнувшихся там с паранормальщиной и в итоге пропавших. Он пугал натуралистичностью, реализмом импровизированных диалогов и натуральной паникой потерявшихся людей. Там не было монстров и спецэффектов, кино работало исключительно на эффекте реалити-шоу. Воспроизвести это в интерактивном формате нет никакой возможности – ни геймплейной, ни технической.
Не говоря о том, что фильм был сенсацией в 1999 году, а в 2019, после всех подражателей и крипоты с YouTube, уже не пугает. А игра Blair Witch напугать все-таки может. И это успех.